Я знаю Константина Орищенко уже несколько лет и у нас нашёлся, наконец-то, хороший повод, чтобы пообщаться с ним лично для клубного дайджеста Whisky Rooms и рассказать читателям о специалисте из Томска, который уже много лет помогает людям создавать свой голосовой образ.
Константин, сколько лет Вы уже в профессии? Как пришли в эту деятельность?
Я уже 13 лет занимаюсь голосом, речью и проблемами коммуникации. Сначала это был проект “Дом Голоса”, но позже я пришёл к тому, что эффективнее личная профессиональная ответственность, и теперь я работаю под своим именем как тренер голоса.
У меня 2 высших образования: первое техническое (инженерная специальность), второе экономическое. Инженерный взгляд - это один из способов видеть тело как систему. Уже после нескольких лет практики получил третий диплом - логопеда, а затем всерьёз занялся психологией. Прошёл годовое обучение методам психологического консультирования, получил сертификат на ведение практики как индивидуальный, супружеский и семейный консультант от Mental Research Institute (США, Калифорния). Обучился у Джорджио Нардонэ способам помощи при обсессивно-компульсивных расстройствах. И продолжаю обучение. У меня есть супервизор. И психолог. Считаю, что умение видеть процесс консультирования со стороны и работа над собой - неотъемлемые качества хорошего специалиста.
Впервые на сцену я вышел в 1990 году, когда мне было 7 лет, а работать с голосом и подачей не только для себя я начал, когда пел в ансамбле в середине 2000-х. Подсказывал коллегам, как и что сделать и тут же замечал позитивные результаты. Параллельно набрал учеников и обучал их игре на гитаре и пению. Меня зацепила тема занятий по тренировке и раскрытию голоса. Помогло и то, что ещё в 2002 году приехав в Томск, я попал на уроки вокала к талантливому педагогу Людмиле Кузнецовой, которая могла “вытащить” чистый голос у новичка на первом же занятии. Люди стали приходить ко мне не только чтобы петь, но и сделать речь лучше. Сейчас я помогаю людям поставить голос, подготовиться к выступлению и наладить общение. Особенно мне нравится работать персонально, когда каждое действие постепенно ведёт ко всё более точным шагам по направлению к цели.
Сколько всего человек прошли обучение у Вас и какой род занятий этих людей, если Вы ведёте такие наблюдения?
Больше тысячи точно. Это предприниматели, руководители, представители власти, те, кто выступает публично, переговорщики, люди, у которых происходят или назревают перемены в жизни и им нужно адаптировать свой голос к новым реалиям: изменения в карьере, смена рода деятельности, переезд, трудности в общении с близкими и новыми людьми. Это рождает множество стрессовых и незнакомых ситуаций в коммуникации. Я помогаю методами проработки голоса, речи и психологическими техниками. Кто-то приходит просто “поставить" голос, устранить речевые недостатки или общаться свободнее, но зачастую, когда спрашиваю у клиентов о мотивации, чтобы понять, что это действительно им нужно, они начинают размышлять и приходят в итоге, к выводу, что в их жизни актуализировались важные события. И во многих случаях эти события оказываются движущей силой, чтобы не бросать на половине и закрепить первоначальный эффект. В результате новое звучание речи становится нормой общения, появляется лёгкость, внутренняя свобода и уверенность в себе.
Какой возрастной диапазон Ваших учеников?
Возрастного порога нет, есть уровень мотивации. Но в первую очередь я работаю со взрослыми. Самому старшему было около 60 лет. Когда приводят подростков, провожу первое занятие с участием родителей и держу контакт с ними в течение всего курса. Младше 10 лет стараюсь не брать в обучение.
Как Вы говорили в одном интервью, без внутренних изменений трудно добиться заметных результатов в голосе. Но ведь принято считать, что люди за 30 не меняются. Как Вы подходите к этой проблеме?
Не всегда просто принять новое в свою жизнь, даже если оно работает лучше. А с возрастом шестерёнки перемен вращаются труднее. Существует много способов помочь человеку преодолеть это сопротивление. Например, мы можем увеличивать паузы между встречами. В итоге с кем-то занимаемся пару раз в неделю, а с кем-то раз в месяц. На занятиях могут пригодиться особые стратегии и техники консультирования. Во многом это стало моим мотивом обучаться психологии. Большую роль играет мотивация самого человека. Поэтому в предварительной беседе я задаю вопросы, которые помогают прояснить степень его готовности прилагать усилия на пути к желаемому результату.
Какое количество занятий может быть эффективным?
Первый эффект - на 1-2 занятии. Для заметного продвижения к результату я даю не больше 10 встреч, хотя обычно для этого достаточно 5-7. Но всё индивидуально. Был случай, когда я работал с 15-летним подростком 10 минут и через месяц его мама благодарила меня и рассказывала, как у него улучшились осанка и голос. Когда результат сохраняется в течение месяца, можно говорить о его устойчивости. С другим человеком я провёл 211 занятий - тут была работа с дизартрией на фоне ДЦП (детского церебрального паралича) у взрослого человека.
Что было задачей в таком непростом случае?
Чтобы речь приблизилась к звучанию “обычного человека”. В этом мы достигли больших результатов: приятный глубокий голос вместо выраженно гнусавого и более естественная беглая речь вместо замедленного проговаривания слов по слогам. Однако всё решить мы не смогли. Есть люди, с которыми я работаю как психолог. Помогаю им преодолеть страхи, поменять привычки, найти более эффективные способы поведения. В этом помогает и мой опыт исследований голоса и речи. Многое “слышно без слов”. Кто-то остаётся со мной на связи долгие годы, сообщает о свежих результатах и достижениях после того, как мы провели 8, 10, 20 занятий. Обычно это предприниматели, которые получили новые навыки и их развивают.
Что является показаниями для работы с Вами?
Обычно на этапе первого созвона, когда слышу в трубке характерные особенности звучания, я направляю человека к врачу-фониатру. После осмотра доктор пишет заключение, в котором может быть рекомендация “фонопедия”. Это то, чем я занимаюсь, чтобы помочь восстановить голос. Чтобы лучше разбираться в этой области, регулярно общаюсь с медиками и читаю медицинскую литературу. Рецензию на мою книгу по голосу написала врач-фониатр.
В детстве ребёнок исследует мир и ему жизненно необходимо наораться, а родители редко относятся к этому терпимо. Первые зажимы в голосе появляются тогда?
Вот уж извечный вопрос - “Кричать, потому что этого хочу я или сдерживать себя, чтобы не мешать другим?”. В детстве эти границы поведения только выстраиваются. И часто не обходится без душевных травм. Первые зажимы могут возникать вместе в первыми “нельзя”, которые слышит ребёнок. И один начинает искать способы выражать себя иначе, а другой “проглатывает” и оставляет свои эмоции внутри. В этом случае важно помогать ребёнку учиться находить выход его энергии. Не хотелось бы, чтобы социальные ограничения оставляли следы в голосе наших детей на всю последующую жизнь.
Стоит отметить, что зажимы могут возникать не только из-за стресса, но и “по образцу” речи окружения. Ребёнок учится говорить у тех, кто уже умеет это делать. И перенимает у взрослых не только словарный запас и стиль изложения мысли, но и, среди прочего, интонации и эмоциональную окраску голоса. Так взрослые зажимы могут оказаться в голосе у ребёнка как естественная часть звучания его речи. Дети берут с нас пример. И это надо помнить.
Голоса взрослых также, подобно губке, впитывают особенности речи окружающих. Это можно заметить, когда уезжаешь из дома в отпуск и попадаешь в другую речевую среду. Она может пропитывать нашу речь новыми словесными оборотами, интонациями, говором. После возвращения есть период, когда вы уже дома, а ваша речь ещё “там” - переливается диковинными красками.
Всегда ли сильный голос - это показатель сильного характера?
Не всегда. При сильном от рождения голосе характер может быть любым. Можно сказать, что располагающий голос открывает двери, но лишь наполовину. Я встречал людей, которые при своих раскатистых, мощных голосах оказывались замкнутыми и нерешительными. Полагаю, такие случаи являются скорее исключением, но стоит помнить, что после того, как вы произвели приятное впечатление, важно его развить с помощью своего умения общаться, проявления интереса к собеседнику, понимания темы беседы и прочего.
Значит ли, что улучшение звучания голоса влияет на внутреннее состояние и наоборот?
Я часто замечаю, что когда голос становится лучше, это придаёт людям уверенности в общении, поднимает настроение, снижает уровень стресса. Они отмечают, что вслед за этими изменениями атмосфера беседы и реакции собеседника тоже меняются, что усиливает эффект. Для таких результатов я стараюсь работать с каждым по-своему с учётом реакций организма, особенностей восприятия и задач, с которыми человек пришёл ко мне. В одних случаях лучше помогают речевые упражнения, в других - психологические практики, в третьих - комбинация того и другого. Когда занимаемся только телом и строго звучанием голоса, бывает так, что психологическая работа происходит косвенно через физические упражнения. И наоборот - через психологию я помогаю снять мышечные зажимы, чтобы человек мог проявлять себя более естественно, а в голосе раскрылись природные качества, стало больше свободы и силы звучания. При этом важно учитывать, что голос - не цель, а средство для её достижения.
О голосе не принято говорить открыто. Когда мы открываем рот, мы видим, как наш голос действует на собеседника. И происходит это скорее подсознательно. Действительно, это интимная часть человека и многие стесняются о ней говорить. И в то же время со звучанием наших голосов тесно связано наше восприятие друг друга. Высокий, как будто просящий голос или массивный низкий грубоватый голос, быстрая или медленная речь, выразительные интонации или монотонность во многом определяют на нашу позицию в диалоге. Меняя оттенки голоса, интонации, темп речи, мы влияем на отношение к нам других людей и на свой образ в их голове. Чтобы выглядеть лучше в чужих глазах, иногда достаточно “прокачать” голос и речь и с их помощью научиться доносить до людей свои текущие компетенции. Меняя свой звуковой образ, вы воздействуете на цельное восприятие вас другими людьми. Люди начинают проявлять к вам больше внимания и ваши возможности для самореализации расширяются.
Почему низкий голос так притягателен?
Если закрыть глаза, то проще заметить, что низкий голос ассоциируется с объектами большего размера. Мы часто склонны воспринимать человека с массивным голосом как уверенного, сильного, авторитетного. При этом особенные чувства вызывает тот низкий голос, в котором есть глубина и объём. А если он задавлен в горле, то может звучать неприятно и даже иногда отталкивать.
Получается, что человеку, который хочет завоевать расположение людей и повысить свой статус, нужно разрабатывать, прежде всего, грудное звучание?
Это самое простое, с чего можно начать. Но голос дан нам не для того, чтобы застревать в груди, а чтобы свободно достигать ушей других людей. В этом случае грудное звучание хорошо бы дополнили вибрация в голове и в области лица. Голос усиливается в полостях организма и резонирует там, где есть воздух и твёрдые ткани. И если вы замечаете, что вибрирует в первую очередь гортань, то это может быть тревожным звоночком.
Помогает ли тренировка дикции в работе с голосом?
Мышцы артикуляционного аппарата, которые отвечают за внятность, могут в каких-то случаях взять на себя часть нагрузки и голос зазвучит легче. Если их тренировать, конечно. Этот принцип действует и в обратном направлении. У меня был случай, когда у клиента с тяжёлым нарушением работы артикуляционных мышц упражнения для дикции перестали давать заметный эффект. После некоторых практик для развития глубины голоса я обнаружил, что его речь начала звучать внятнее. Наш организм - цельная система, где всё взаимосвязано.
Получается, это перестановка нагрузки?
В целом да. Если что-то перегружено, можно перенаправить усилие на другие части.
Что такое природный голос?
Это красивое словосочетание, которое вы не найдёте в словарях. По крайней мере, пока. Обычно под ним понимают свободный от зажимов голос, проявляющий всё богатство и силу, которые дала ему природа. Как крик ребёнка при рождении. Таким голосом можно говорить и петь, используя его с максимальной естественностью и продуктивностью. Методики для таких результатов могут быть совершенно разные. Одни вам подойдут больше, другие - меньше. При этом для необходимых результатов важно не только подобрать упражнения, но и научиться с ними обращаться. Это как с молотком, который в одних руках становится рабочим инструментом, а в других превращается в оружие.
Я заметила, что многие спикеры на ТВ и радио берут в паузах между предложениями и фразами сочный вдох через нос. Это заметно потому, что обычно люди так не дышат в разговоре. Такая манера свойственна именно тем, кто занимался профессионально голосовой подачей и манерой.Есть какая-то специальная методика, по которой учатся дикторы и спикеры?
Таких методик много. Для полноценной подготовки спикеров мне нравится школа Кристин Линклейтер. Её метод как раз позволяет высвободить естественные природные механизмы за счёт тонкой работы с организмом. Буквально на днях, 18 сентября 2020 года, издание Journal Of Voice опубликовало итоги исследования, которое длилось 16 месяцев. И наука официально подтвердила эффективность метода Кристин Линклейтер. Не исключаю, что раньше были и другие научные работы на предмет эффективности этого метода, показавшие отличные результаты. За годы применения в практике он меня ни разу не подводил.
Возвращаясь к части вашего вопроса о вдохе носом. Вдох через нос - это гигиенически наиболее безопасный вдох, при котором воздух очищается и нормализуется по температуре и влажности. Носовой вдох меньше тревожит гортань, чем ротовой, который высушивает её сильнее. Сухость, в свою очередь, может вести к её напряжению. Это особенно полезно учитывать при интенсивной голосовой работе. При вдохе носом воздух проходит через гайморову пазуху - один из ключевых резонаторов, природных усилителей голоса. В этот момент бывает проще сосредоточить внимание на этой полости. А где внимание, там и голос. Если внимание строго в горле, то голос обычно работает хуже, чем при смещении его, например, в область груди или лица. Но важно и здесь не останавливаться, а направить фокус внимания и голос наружу. В идеале - на собеседника.
Какие дыхательные гимнастики Вы используете?
У меня достаточно обширный арсенал методик и упражнений. Кому-то больше подходит глубокое дыхание с усилием межрёберными мышцами и диафрагмой, другим - расслабляющие техники, основанные на природном импульсе естественного вдоха и освобождения. Кто-то замечает, что голос раскрывается от вдоха удивления, кому-то дают результат техники, похожие на смех. Есть “собачье” дыхание, “трёхфазное”, “выдох вместо вдоха”, дыхательная гимнастика Стрельниковой, принципы дыхания по методу Кристин Линклейтер. Вариантов много. Для меня в центре процесса - не метод, а клиент. Обычно я подбираю или разрабатываю практики специально под индивидуальные программы.
Есть ли у Вас ученики? Передаёте ли кому-нибудь свои знания?
За советами по работе с голосами клиентов ко мне обращаются психологи и логопеды, но прямых учеников у меня нет. Я передаю отдельные авторские разработки, которые в других руках тоже дают хорошие результаты. Но чтобы учить кого-либо помогать людям с помощью моего цельного метода, мне потребуется вложить ещё немало времени и сил. Кроме того, важно помнить, что в работе с людьми воздействует не только метод, но и свойства личности специалиста.
Многие певцы уже с большим именем не перестают работать с тренерами. Как часто нужно планировать занятия человеку, деятельность которого напрямую связана с голосом?
Необходимо, чтобы тебя время от времени кто-то слышал со стороны, даже если ты профессионал высшей категории. Для этого не подходят друзья, товарищи или люди, с которыми человек часто общается. Публичные люди с которыми я работаю, делают это не реже 1 раза в 1-3 месяца.
Скажем, человек прозанимался 2-3 месяца с преподавателем - как долго держится эффект и сохраняются навыки?
Чтобы человеку не потерять навык после 2-3 месяцев занятий, желательно время от времени выполнять комплекс упражнений, который я разработал под его потребности, и применять его для своего ежедневного общения. В этом случае навык может не только держаться всю жизнь, но и постоянно развиваться.Какие параметры голоса точно не соответствуют статусности?
Застрявший в горле, осипший, слабый, гнусавый, слишком высокий, зажатый, напряжённый, монотонный голос. Доверие в этом случае снижается, чувствуется неискренность.
Назовите топ-5 базовых речевых проблем, с которыми к Вам обращаются политики и бизнесмены.
Обращаются за авторитетностью звучания, чистой речью без паразитов и всевозможных загрязнений, выразительностью. За тем, чтобы речь запоминалась. Сюда же можно включить работу с темпом речи, её сбивчивостью и поспешностью в особо эмоциональные моменты. Отдельная тема - поведение перед камерой и на сцене. Это движение глаз, рук, поза, общая свобода и раскрепощённость. Страх публичных выступлений. Мы не стремимся к “идеалу”, а скорее подчеркиваем индивидуальность через работу с речевым имиджем. Чистая речь не должна быть “дистиллированной”.
Интересно, что у многих известных певцов есть выраженные дефекты в голосе и дикции, а в пении это незаметно так, как в речи. Почему?
Длинные растянутые гласные помогают дать опору мышцам голосового аппарата. Например, при пении вы не услышите заикания, в то время как в разговоре может быть совсем другая картина. В некоторых случаях эффект слышен и при декламировании: здесь помогает ритм произведения и тот факт, что текст заранее известен.
Что вы порекомендуете делать при страхе публичного выступления?
Задержать дыхание: необходимость вдохнуть вытеснит ваше беспокойство в считанные секунды. Выполнить физические упражнения: поприседать, подержать какой-нибудь тяжёлый предмет, чтобы сбросить напряжение. Позевать. Практически невозможно зевать и испытывать тревогу одновременно. Когда окажетесь на сцене, произнесите мысленно: “теперь я за вами буду наблюдать, а не вы за мной”. Так вы превратитесь в зрителя, а публика, не ведая того, окажется для вас на сцене.
Голос и алкоголь, голос и курение - несопоставимые вещи? Некоторые великие певцы и ораторы курят сигары, например.
Цельный голос состоит из оттенков тембра. Алкоголь разогревает голосовые складки, но и сушит их. Это может сделать голос сиплым и незвонким. Но та же сипотца может подчеркнуть индивидуальность. Голосу Стинга, например, она придаёт особое звучание. Сигары, кстати, не предполагают вдох в лёгкие. Осадок на голосовых складках будет, но меньше, чем от сигарет. Иногда курение может придать голосу неповторимый оттенок, который дополнит образ. Но, безусловно, ни курение, ни алкоголь не могут являться рекомендацией.
trenergolosa.ru
Специально для Whisky Rooms J.Смóлян