Представляем вашему вниманию интервью с музыкантом и композитором Леонидом Патеюком, исполнителем на очень редком в России и в мире инструменте эпохи барокко виоль д’амур.
Леонид, расскажи, пожалуйста, почему у виоль д’амур такое название?
Думаю, это из-за симпатических струн, которые резонируют и удивляют чарующим звучанием, поэтому буквально сложилось со временем название Виола Любви. История происхождения неизвестна. Как и в истории создания скрипки, автор, который первый придумал виолу, неизвестен. Один из вариантов происхождения - это виола мавров, которые завезли некий струнный инструмент в Европу. В 16-18 вв. был период экспериментаторства и поиска нового звучания.
Симпатические струны?
Да, так называются те струны, которые расположены под грифом, их такое же количество, сколько и основных. Как правило, 6 или 7, вместе 12-14.
Почему так мало писали музыку для виоль д’амур?
Вообще, в то время струны были жильные, они достаточно быстро расстраиваются. В процессе выступления с большим оркестром довольно сложно подтянуть их. Скрипка более звучный, громкий инструмент и оркестровый. Виоль д’амур - для небольших составов музыкантов и небольших салонов, в которых слышны все нюансы этого инструмента.
Мне показалось, что на концерте в Whisky Rooms не было недостатка в звучности.
У меня есть свои секреты, которые не буду полностью раскрывать, да и не нужно, наверное. Во-первых, у меня металлические струны, во-вторых у меня есть мост-подставка на плечо. Так играют на скрипках и альтах, а на виоль д’амур, как правило, нет. Традиционно виоль д’амур держат с левой стороны, а я - с правой, как скрипку. Это древний барочный способ, когда скрипки начали развиваться, их тоже так держали - не было подбородника и моста. Подбородник и мост нужны, прежде всего, для виртуозных произведений, так удобнее удерживать инструмент. В своё время это сделал Паганини для скрипки.
Корпус у виолы похож на корпус альта?
Альты разные бывают. Скрипки определённого размера, а альты все разные. Альт на сегодняшний день тоже не приобрёл регламентированные размеры, как и виоль д’амур. Это зависит, наверное, прежде всего от мастера.
Есть ли технические приемы игры, которые невозможно сыграть на скрипке или альте?
Да. Бариолаж, арпеджио, например.
Как ты думаешь, в Европе тебе расскажут историю создания твоего инструмента?
Думаю, да. Но и я тоже кое-что могу им рассказать. Это по поводу моей первой поездки на Конгресс общества музыкантов, которые играют на виоль д’амур, человек 150 по всему миру - Европа, США, Австралия. Общество раньше было американским, а сейчас базируется в Германии. Так вот, практически во всех странах на виоль д’амур играют старинную барочную музыку и играют очень тихо, потому что у них жильные струны и специальные смычки - не скрипичные, не альтовые, а специальные смычки с разной высотой и достаточно непрочным натяжением волоса, поэтому звук получается тихий. У меня инструмент звучит более мощно, что непривычно. В одном журнале, который вышел сразу после поездки, президент этого общества назвал меня “wizard of sound”.
Ты хочешь сказать, что в твоей манере из 150 человек в мире никто не играет?
Кто-то использует металлические струны, кто-то жильные, но они всё равно звучат, как правило, тихо.
Кому пришла идея поставить металлические струны?
В Новосибирске есть такая школа. Меня научил мой преподаватель Юрий Николаевич Мащенко, а он сам, видимо, всё и придумал. Ситуация складывалась таким образом, что когда к нему в руки попал инструмент, сложно было найти единомышленников и знатоков, поэтому пользовались тем, что было, а были струны скрипичные, альтовые и виолончельные. Новосибирская консерватория закупила в Санкт-Петербурге инструменты и среди них оказались две виоль д’амур мастера Разумова. Те, в свою очередь, были копией каких-то немецких инструментов.
Когда ты начал заниматься музыкой?
В семь лет, сам попросил родителей отвести меня в музыкальную школу в класс фортепиано. Туда меня не взяли, при этом меня прослушивала аккордеонистка, забавно получилось У меня не абсолютный слух и никогда его не было. Для того, чтобы хорошо играть, это не первостепенно. Я всегда любил фортепиано, у моей бабушки был инструмент. И после третьего класса я попал в ту школу, в которую меня не приняла аккордеонистка, но по классу скрипки. Потом был колледж в Благовещенске, потом колледж в Новосибирске, куда перевёлся. Там же поступил в консерваторию по классу альта к Юрию Николаевичу Мащенко и под его влиянием параллельно стал заниматься и на альте, и на виоль д’амур. Я один из последних его учеников. Он меня выпустил, уехал в Санкт-Петербург к детям и уже не преподавал.
Именно из-за того, что инструмент редкий и музыки для него пишут мало, не было опасений, что можно остаться невостребованным?
Большинство музыкантов об этом не думают, мне кажется. Если человек хочет денег, он сразу идёт в бизнес, юриспруденцию, экономику и т.д. В музыку люди идут по призванию. Я не думал о том, сколько денег я потом смогу этим зарабатывать.
Сколько получает музыкант в составе оркестра?
Это очень небольшие суммы и я был изначально готов к такому варианту событий, что это будет занятие не главное в смысле заработка денег.
Твой педагог хотел сделать из тебя концентрирующего музыканта?
Да. Когда я у него учился, со второго курса у меня началась концертная деятельность, а с третьего я стал ездить в Европу на мастер-классы и конкурсы и мог там остаться и работать музыкантом, там это очень востребовано.
Почему не остался?
Понимаешь, я Россию люблю. Мне нравится путешествовать, но больше я люблю Россию, Москва мне больше нравится для жизни. А по поводу твоего вопроса о деньгах дополню: мы как-то общались с виолончелистом Денисом Шаповаловым, - он лауреат конкурса Чайковского, известный музыкант, - он мне сказал, что музыкант сегодня должен иметь, как минимум, две профессии, чтобы быть более защищённым в плане финансов и личной жизни, и сказал, что у него таких профессий восемь. У меня же есть три-четыре профессии, благодаря которым я себя чувствую независимым ни от чего.
Ты закончил Новосибирскую консерваторию и переехал в Москву? Ты хотел продолжить дальше образование?
Да. Я поступал в аспирантуру старинных инструментов в консерваторию, это мой профиль. Меня прослушали, я сыграл концерт Вивальди с оркестром, но мне сказали, что только одно место для виоль д’амур и что могут взять меня на курс в следующем году. А потом я познакомился с Ларисой Викторовной Полторацкой и поступил в Академию им.Маймонида, где она преподаёт. Не рассматривал этот вуз, но оказалось, что это прекрасный педагог и прекрасный класс. Более того, её супруг композитор Виктор Полторацкий работал в своё время со Спиваковым и написал для него “Шутку-сувенир”, а сама она - ученица Борисовского, того самого человека, который открыл когда-то кафедру альта в консерватории и, по сути, сделал нашу альтовую современную школу. Он играл на виоль д’амур, к тому же.
Сколько часов в день ты занимаешься на скрипке?
В среднем три, в день концерта четыре-пять часов. Когда учился в консерватории - восемь.
Как часто бываешь дома после переезда в Москву?
Раз в полтора-два года, примерно, но мои родители тоже в Москву прилетают.
Кто родители по профессии?
Они не музыканты - мама переводчик, отец инженер.
Благовещенск - это совсем рядом с Китаем. Переходил границу, когда был маленький?
Переплывал Амур на лодке. А потом уже много позже у меня был концерт, который там и назывался “Viola d'amore на Амуре”. Такое вот совпадение звучания в названиях.
Какое самое яркое музыкальное впечатление в детстве?
У меня была пластинка Леонида Когана. Это было для меня волшебно, фантастично, и мне всегда хотелось такого уровня исполнения. Это была мечта - играть на таком же уровне, как он.
Какое любимое музыкальное произведение?
Моё. “Пение птиц”. Из произведений моего педагога Юрия Мащенко многое нравится. Он написал 6 сюит для виоль д’амур соло.
Сколько у тебя своих произведений написано для виоль д’амур?
Несколько десятков, примерно. Точно не могу сказать, не считал.
Какие у тебя музыкальные планы?
Концертная деятельность, конечно. Мне всегда была интересна композиция. У меня была моя личная задача - создать собственный, современный, виртуозный репертуар для виоль д’амур. Фактически, за годы обучения в консерватории я это сделал и продолжаю сочинять. Также, мне было бы интересно поработать с кем-то из современных исполнителей и поэкспериментировать с современными музыкальными направлениями.
Специально для Whisky Rooms JСмолян
Назад в Jazz Room