Американский джазовый трубач и бэнд-лидер, оказавший сильнейшее влияние на развитие музыки XX века.
Дэйвис был соавтором многих стилей и направлений в джазе — модальный джаз (modal jazz), кул-джаз (cool jazz) и фьюжн (fusion).
Майлз Дьюи Дэвис III (англ. Miles Dewey Davis III) родился 26 мая 1926 года и в 2018 — 92 года со дня его рождения.
«Каждая эпоха устанавливает свои культурные критерии, и очень немногие из них сохраняются долго. Но с 1959 года ни один джазовый альбом (а существовало много достойных кандидатур), не смог сместить KIND OF BLUE с первого места. Будущие любители музыки могут избрать другой альбом как свой признанный шедевр. Возможно, это будет альбом Колтрейна A LOVE SUPREME или иное новаторское произведение какого-нибудь музыканта, который ещё о себе заявит. Вполне можно предположить, что где-то уже записывается другой альбом KIND OF BLUE, чтобы прозвучать в следующем столетии.
Когда красота достигает предельной утончённости… японцы называют этот эффект шибуи - сдержанное изящество». Термин шибуи не имеет точного эквивалента в английском языке. Но небольшое исследование показывает, что он означает нечто большее, чем просто утончённость или изящество. Это скорее эффект, чем характерное свойство, относящийся не к картине или музыкальному произведению, но к самому акту его восприятия.
Когда высочайший художественный талант создаёт произведение искусства, достигающее вечного баланса между противоположностями, смешивая в совершенстве эмоциональное женское начало “инь” с аналитическим мужским началом “янь”, он порождает шибуи, узнаваемое по сильному эмоциональному отклику, который оно вызывает.
Восточные примеры таких шедевров опираются на нечто естественное, спокойное и подразумеваемое. Одинокий цветок в старой, поблекшей вазе. Расплывчатые очертания горного пейзажа в утреннем тумане, обозначенного несколькими короткими мазками кисточки на свитке рисовой бумаги. Одинокий. вызывающий воспоминания, мотив, исполненный без аккомпанемента на бамбуковой флейте. Западная культура может предложить выдержанный кларет, вкус которого после дегустации нельзя забыть, но и нельзя точно сохранить в памяти. Мрачная, в голубых тонах картина, изображающая гитариста, того стиля и периода, который живописец никогда не сможет повторить. Запись Концерта для левой руки и оркестра Равеля в исполнении Артуро Бенедетти Микельанджели, которую так ценил Майлс и говорил: “Он играет так, как-будто делает это в последний раз”.
"И я добавил бы к этому списку альбом KIND OF BLUE".
В книге Эшли Кана описана история создания знаменитого альбома Kind Of Blue великого джазового музыканта - трубача Майлза Дэйвиса. Миллионы экземпляров альбома были проданы во всём мире с момента его выпуска в 1959 году и он стал одним из наиболее выдающихся джазовых альбомов прошлого столетия.
KIND OF BLUE - игра слов - «нечто грустное» или более абстрактно и метафизически - «грустное» и в то же время - своего рода «блюз». Бессмертный шедевр великого джазового музыканта - трубача Майлса Дэйвиса. Джазовые музыканты называют этот альбом Библией. Музыка, записанная на этой пластинке, была “создана на небесах”, по образному выражению Джимми Кобба. Необычное название альбома уже само по себе вызывает ощущение чего-то таинственного, загадочного и неопределённого, волнующего воображение. И это название очень хорошо соответствует атмосфере, создаваемой магической музыкой, записанной секстетом Дэйвиса.
В 1959 году Майлс Дэйвис собрал свой знаменитый состав, в который входили гениальный тенор-саксофонист Джон Колтрейн и звёзды американского джаза - пианисты Билл Эванс и Уинтон Келли, альт-саксофонист Джулиан Кэннонболл Эддерли, контрабасист Пол Чэмберс и барабанщик Джимми Кобб и записаал в бывшей греческой православной церкви на Восточной 30-й улице в центре Манхэттена волшебную музыку, неподвластную времени. Пять пьес, вошедшие в альбом KIND OF BLUE, были записаны в течение двух сессий 2 марта и 22 апреля в студии звукозаписи фирмы Columbia, которая находилась в помещении церкви.
«Когда мы записывали этот альбом. мы не имели ни малейшего представления о том, что он приобретёт такое важное значение. Многие годы я думал, что же такое особенное присуще этой музыке», - вспоминал позже Билл Эванс.
Когда я услышал, что в США вышла в 2000 году книга Эшли Кана “KIND OF BLUE: The Making of the Miles Davis Masterpiece”, я тут же попросил моего друга в Нью-Йорке купить её. Я прочитал книгу с большим интересом и узнал много нового о жизни и творчестве Майлса Дэйвиса.
Майлс Дэйвис (1926 - 1991) был харизматичной личностью и общепризнанным лидером американского джаза. Он записал много прекрасных пластинок и альбом KIND OF BLUE является наиболее известным его творением.
В моей коллекции до сих пор хранится старая виниловая пластинка KIND OF BLUE, которую мне посчастливилось купить на чёрном рынке в Москве в далёком 1961 году, когда я учился в Физтехе. Многие годы я слушал эту пластинку с неизменным восхищением и часто думал, как возникла эта магическая, мистическая и изумительно красивая музыка? Была ли она создана экспромтом, как утверждалось? Действительно ли Майлс написал один всю музыку на этом альбоме? А какую роль играло взаимодействие между музыкантами его секстета? Что вдохновило Джона Колтрейна играть божественные, невыразимо прекрасные соло в пьесах “Blue In Green” и “Flamenco Sketches”? Какова истинная роль пианиста Билла Эванса в общей концепции ладовой музыки, исполняемой на альбоме? Как появились названия альбома и композиций?
На эти вопросы читатель найдёт ответы в замечательной книге Эшли Кана, в которой детально описаны студийные записи альбома и ярко воссоздана атмосфера джазовой жизни Нью-Йорка 1950-60-х годов.
Майлс Дэйвис жил в последние годы в Малибу в Калифорнии. Пятьдесят лет назад на вершине горы на берегу Тихого океана в Малибу произошло чудесное событие. В природе впервые появился когерентный свет, созданный человеком. В 2009 году джазовый мир праздновал пятидесятилетний юбилей KIND OF BLUE, а 2010 году мир науки - пятидесятилетний юбилей создания лазера.
Когда я слушаю магическую музыку альбома KIND OF BLUE, я чувствую. что прикасаюсь к чуду и испытываю восхищение. подобное тому, которое вызывает у меня созерцание волшебного луча когерентного света, создвемого лазером.
Я с большим удовольствием перевёл книгу Эшли Кана и рад представить её издание многочисленным почитателям великого Майлса Дэйвиса в России.