Когда выступление артиста запоминается? Когда его музыка, пение или актёрская игра проникают в твою душу. Таким стало выступление эстрадной и джазовой певицы, лауреата международного джазового фестиваля, участника, автора и продюсера творческих проектов Надежды Рафаилиди 6 марта в стенах клуба Whisky Rooms. Впечатления от общения с Надеждой очень яркие. Кроме голоса, в который хочется вслушиваться, профессионализма и умения создавать свою неповторимую атмосферу, её отличает нестандартность во всём.
Следующий концерт Надежды состоится в нашем клубе в сентябре, а сегодня мы беседуем с ней о жизни, творчестве, и, конечно, о музыке.
Надежда, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе. Где Вы родились? В какое время года?
Я родилась весной в городе Пушкино Московской области. Весна для меня особое время года, и это связано не только с тем, что я родилась в первом месяце весны - марте - и этот сезон окрашен для меня праздничным настроением, но и, в особенности, тем, как я воспринимаю весну вообще. Мне это время года, символизирующее начало и возрождение, очень близко своими глубокими смыслами. Я вообще люблю начало всего: утра, январи, понедельники, зарождение чего-то нового - творческой идеи, например, начало любого процесса и так далее. Итоги - это моменты триумфального завершения чего-либо, это урожай, приготовленное блюдо, созданный наряд, спектакль, концертная программа, аплодисменты, награды. Это вершина, пик, это великолепие финала и счастливого перехода к новым смыслам и целям, например, как каденция в музыкальном произведении. А весна, март - это начало, это как первые фразы первого куплета большой красивой песни.
Расскажите о Ваших родителях. Вы из музыкальной семьи?
Нет, я не из музыкальной семьи - в прямом смысле. И более того: ни в мамином роду, ни в папином не было ни одного профессионального музыканта. Правда, мой дедушка прекрасно играл на мандолине, а прадедушка пел в церкви. Но про моих родителей нельзя сказать, что они далеки от искусства - от природы они щедро одарены талантами. Мама прекрасно рисовала, была художником-модельером, шила, была великолепным кондитером, состоялась в профессии как большой мастер своего дела. У неё был хороший музыкальный слух и исключительный вкус - первые в моей жизни пластинки с джазовой музыкой приобрела она. Это были Луи Армстронг и Элла Фицджеральд.
У моего папы хороший музыкальный слух и приятный тембр голоса. Когда он учился в Академии внешней торговли, то частью методики изучения английского языка в ней было разучивание песен. Он любит их до сих пор. И я знаю, что он пел эти песни под рояль в компании друзей и сокурсников. Именно в то время он и познакомил меня с произведениями таких певцов, как Нат Кинг Коул, Фрэнк Синатра, Энди Вильямс, Энгельберт Хампердинк, Том Джонс. После завершения обучения он передал мне листочки с текстами песен этих легендарных исполнителей. Некоторые из этих листочков я берегу до сих пор. Мой папа по образованию экономист, всегда занимался спортом. Он создал уникальную методику ножевого боя и в 2017-м году издал методическое пособие. У моих родителей прекрасный вкус и музыка, с которой они меня познакомили в детстве и юности, заложила ценную основу в формировании моих музыкальных предпочтений.
Каким было Ваше самое яркое музыкальное впечатление в детстве?
Самые яркие - самые первые: когда я слышала игру моего дедушки-грека на мандолине, - я совсем крохотная, начинала танцевать под звуки его инструмента, чем умиляла взрослых, - помню улыбки на их лицах, когда это происходило; когда слышала пение Демиса Руссоса, любимого в нашей греческой семье - его песни часто звучали в доме моего детства, и если магнитофон включали громко - это было ошеломляющее впечатление, как будто плывешь в океане звуков; когда слышала русские песни из радиоприёмника. Я эти впечатления запомнила очень хорошо! Ну и, конечно, первые телевизионные музыкальные программы, которые я увидела в своей жизни. Это и концерты советских исполнителей, и совершенно магические для меня «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» - с зарубежной музыкой и бальными танцами. Потом уже были и пластинки, и другие магнитофонные записи. Процесс нарастания интереса к музыке и к искусству в целом набирал обороты и стал фундаментом моей профессии.
Вы поёте музыку разных жанров - от русской фольклорной музыки до академических произведений. Как Вам это удаётся?
Удаётся, в первую очередь, благодаря природе, которая подарила способность ощущать и понимать музыку. Сейчас, когда я отвечаю на этот вопрос, у меня в сознании выстроилась такая последовательность: природа, интеллектуальная работа, практика, опыт. Сначала я заметила, что у меня получается то или иное, потом я пела, и уже со временем я осознала, как я это делаю. В этом я сама себе педагог.
Вы преподаёте вокал?
Я не преподаю вокал в привычном понимании просто потому, что у меня нет ресурса времени для систематических занятий, позволяющих увлеченного и способного человека привести к профессионализму и помочь ему в профессиональной реализации. Я провожу консультации по вокалу, позволяющие человеку сориентироваться в своих стремлениях научиться петь или заниматься музыкой вообще, позволяющие построить стратегию его музыкального и личностного развития или помочь разобраться в сложных моментах обучения. В кризисных ситуациях ко мне обращаются и некоторые уже профессиональные музыканты и певцы, иногда сами являющиеся преподавателями. Ко мне довольно часто обращаются люди - и юные, и взрослые - с желанием стать моими учениками. Я консультирую и всегда готова их поддержать, а иногда и сопроводить их обучение. А для систематических занятий по вокалу, особенно если надо «начинать с нуля», я направляю к двум моим коллегам-педагогам. Они прекрасно поют, состоялись в профессии, у них большой опыт педагогической работы, с ними приятно общаться - я им доверяю. Обучение пению - это очень ответственное и тонкое дело.
Пишете ли Вы сами музыку или стихи?
Иногда придумываются мелодии, иногда приходят стихи, но в одно произведение они пока не соединяются. Свою музыку я вижу в инструментальном варианте и думаю, что для её исполнения настанет своя пора. Свои стихи я иногда читаю со сцены.
Есть ли у Вас музыкальная мечта? К чему стремитесь?
Есть, скорее, не мечта, а цели. Они лежат в плоскостях и профессионального мастерства, и формы, в которой я представляю публике музыкальные произведения и свои творческие замыслы. Профессия музыканта - это постоянное совершенствование техники исполнения и поиск в обогащении своего «творческого языка», на котором говоришь с публикой.
6 марта Вы представили в Whisky Rooms первую программу из цикла «Музыкальные истории Надежды Рафаилиди». Это была программа «Похищение Европы», в которой звучали греческие композиции. Вы их пели самозабвенно! Вы любите петь на греческом языке?
Я пою на разных языках и только на тех, которые чувствую: английском, французском, испанском, итальянском, китайском, японском, греческом, и конечно, на родном - русском. Если я не чувствую язык - я могу восторгаться вокальной музыкой, исполняемой на нём, но у меня не возникает желания её петь. И дело здесь не в технической сложности, а в чем-то очень тонком, чувственном. Любовь ведь не может возникнуть по приказу. Бывают моменты, когда, например, какое-то произведение на иностранном языке необходимо исполнить, выполняя какую-то творческую задачу. И я такую песню могу спеть очень качественно, насколько это возможно в предлагаемых обстоятельствах, но дальше этой задачи дело может не пойти. В моей творческой биографии есть песни на иностранных языках, которые не стали началом репертуара. Осознанно и зрело на греческом языке я запела сравнительно недавно, в 2016-м году - до этого были пробы, которые я считала для себя неубедительными, и как человек требовательный к себе, не демонстрировала их публике. Я очень люблю петь на греческом языке! Это особенные моменты глубоких переживаний, которые объединяют и роднят со всем богатством культуры предков.
Какой греческий инструмент по звучанию ближе всего Вам?
Бузуки - звучание этого инструмента всегда напоминает мне голос мандолины, на которой играл мой дедушка, и рождает воспоминания об удивительных моментах детства, когда я впервые услышала греческую национальную музыку, льющуюся из динамиков нашего большого магнитофона. В доме моего детства часто звучала музыка.
Есть ли у Вас хобби?
Моя профессия настолько интересна мне, что всем, что к ней относится, мне нравится заниматься: административная, организационная работа, режиссура, сценарная работа, организация пространства, придумывание костюмов, тонкости звукового и светового оформления, создание цветочных композиций и декораций, работа с полиграфией, фото- и видеосъемка, работа с фото, видеомонтаж, музыкальная композиция, поэзия и так далее. Однажды, в 2006-м году, при подготовке к мероприятию на открытой площадке, посвященному славянскому празднику Ивана Купала, - я сотрудничала в этом проекте с отделом культуры ЮВАО - моей задачей была организация цирковой части программы, а я взяла и придумала цирковой номер группе акробатов. Я очень рада и даже внутри себя тихо горжусь этим своим творческим результатом. Сама не знаю, как это получилось - просто вдохновение. Один мой коллега, мой давний друг, восхищается моими интересами, и нежно называет меня «конструктор».
Ваша профессия создаёт праздник другим людям. А что для Вас праздник?
Для меня праздник состоит из комплекса ощущений: свободного времени, комфорта, радости, вдохновения. А форма может быть любой.
Какие напитки Вы предпочитаете в праздники? Как относитесь к виски?
Спиртные напитки я пью очень редко. Когда это случалось, я предпочитала французский коньяк. Но когда в 2017 году я по-новому познакомилась с виски в Whisky Rooms, я вновь открыла для себя этот напиток как единственный, полностью совпадающий с моими предпочтениями - наслаждением вкусовой палитрой напитка, а не желанием алкогольного опьянения. Дегустации, на которых я присутствовала, это фестиваль совершенно удивительных вкусовых и ароматических сочетаний, которые порой приводят в полный восторг.
На мероприятии, посвящённом пятилетию Whisky Rooms, управляющий клуба Олег Чижиков представил Вас как партнёра. Какие партнёрские предложения, кроме проекта «Музыкальные истории», были представлены Вами?
Действительно, на этом мероприятии я была представлена как партнёр Whisky Rooms. До этого момента я была участником двух концертных программ первого клубного фестиваля Summertime Jazz на творческой платформе Wild Turkey в 2017 году, и эта замечательная часть нашей совместной творческой биографии запечатлена в книге Whisky Rooms, изданной к пятилетию клуба в 2018 году.
В качестве партнёра мною был предложен ряд авторских идей, которые я оцениваю как перспективные. Они встречены с большим интересом и планируются к воплощению как только для этого появятся необходимые возможности и ресурсы.
Творческая жизнь клуба за время своего успешного существования уже имеет свои традиции и устоявшиеся партнерские связи, образовавшиеся до нашего знакомства, и я уверена, что проекты предложенные мной, органично впишутся в яркое сочетание творческих направлений клуба. Концертная программа «Похищение Европы», представленная мною 6 марта, доказывает это. Равнодушных не было, и это для меня большая радость.
Впереди нас ждут ещё две программы из цикла «Музыкальные истории Надежды Рафаилиди». Что будет в этих программах?
Подробно рассказывать о предстоящих концертных программах я бы не стала - хочу, чтобы они были сюрпризом для наших зрителей. Скажу только, что в предстоящей программе, которая запланирована на сентябрь, будут ярко представлены японские музыкальные интонации, а в октябрьской - французские.
Что Вы пожелаете членам клуба Whisky Rooms?
Я хочу пожелать всем ярких впечатлений лета, прекрасных праздников, которые вдохновляют и наполняют радостью, и, конечно же, новых тёплых музыкальных встреч в Whisky Rooms!