whisky

На моём веку

Гостям и членам клуба хорошо известно, что мы "женим" виски с искусством и приглашаем на наши клубные мероприятия интересных исполнителей, артистов, писателей и художников. В этом интервью расскажем о кантри-фолк исполнителе, певце и композиторе Дмитрии Новокольском.



Дима, расскажи о себе. Когда начал заниматься музыкой?

Я родился и живу в Москве на улице Сталеваров. Мои родители не из творческой семьи, но зато к музыке имел отношение мой дедушка по маме. Он был музыкально очень одарён и играл на трубе в заводском оркестре. Оркестр был любительский, но довольно серьёзного уровня Мой дед, кстати, иногда для каких-то мероприятий приглашал музыкантов из ансамбля знаменитого Анатолия Кролла.


Музыкой я стал заниматься лет с 14-ти. С 15-ти взял в руки гитару. Всё началось с прослушивания музыки. Лет в семь я начал слушать всё подряд, что было тогда доступно в Советском союзе: Песняры, Пугачева, Челентано, до той поры, пока мой хороший друг не познакомил меня с музыкой Битлз. Позже я стал слушать Элвиса Пресли, Роллинг Стоунз, Лед Зеппелин и постепенно стал формироваться музыкальный вкус.


Ты сказал что в 14 лет стал заниматься на гитаре. Когда почувствовал, что крылья выросли и ты понял, что можешь говорить о себе, как о гитаристе?

Это вообще не случилось. У меня до сих пор крылья в стадии роста, потому что я себя каким-то гитаристом-мастером не ощущаю. Да, я исполнитель, аккомпаниатор, могу сделать песню красивой, но чтобы ощущать себя мастером, то - нет.


На каких инструментах играешь?

Гитара и губная гармоника. Пение. Реже - перкуссия и укулеле. По поводу губной гармошки есть у меня история. В 93-ом году я познакомился с американским дипломатом Джоном Андерсоном. Он совместно с Александром Царьковым - одни из основателей легендарного Арбат Блюз Клуба. Он мне сказал: “Дмитрий, я могу тебя научить играть на губной гармошке” и подарил две губные гармоники, дал кассету с аудиозаписями. Сказал: “Слушай, снимай. Самое главное - научиться выдувать одну ноту и делать подтяжки. Это основа”. Так я начал учиться. Но это не мой основной инструмент. Среди моих коллег-музыкантов есть потрясающие мастера губной гармоники, за которыми просто не угнаться и которые своё мастерство довели до очень высокого уровня. Для меня гармоника всегда была как дополнительное украшение к песне. Я не виртуоз, я исполнитель-песенник.


И ты же пишешь музыку и песни?

Можно сказать так: я сонграйтер, человек, который пишет песни. Композитор - это немного более серьезное понятие.


Что можно послушать в записи из твоего творчества?

Мы с моим другом 8 лет назад выпустили лицензионный альбом “That job is over”, который выдержан в духе лёгкого софт-рока и кантри. В нём авторские композиции и два кавера на малоизвестные композиции. В ближайшие полгода, надеюсь, выпустим ещё один альбом. Пишу песни как на английском, так и на русском языках. На английском сложновато, если не являешься носителем языка, и в редких случаях я обращаюсь за помощью к коллегам лингвистам. 5 лет назад я познакомился с американским кантри-музыкантом Стивеном Лезаном. Ему 76 лет. В 70-ые годы он на BMI Music был сонграйтером, писал тексты к песням. Те тексты, которые по каким-либо причинам не попали в руки американских композиторов и исполнителей, он мне прислал. К некоторым уже написана музыка и они записаны, некоторые ещё в работе. Написать мелодию можно за 10 минут, а можно и за 5 лет. Процесс трудоёмкий, на самом деле. Написать сравнительно оригинальную мелодию очень сложно.



В каких стилях играешь?

Кантри, нетяжёлые направления классического рока, кантри и фолк-рок, психоделия, соул, фанк - мне такие стили больше по душе А вообще, я люблю и играю рок-н-ролл. Это, кстати, и музыка, и стиль жизни, и поступки.


Сколько у тебя гитар?

Сейчас я выступаю с акустической японской Takamine и Fender Stratocaster 94-года.


Как считаешь, высшее музыкальное образование необходимо музыканту?

Безусловно, знать музыкальную грамоту нужно, а вот музыкальный вкус и мышление зависит уже от самого музыканта и в какой-то степени от преподавателя, если он “укушен” музыкой и кроме того, что преподаватель, ещё и меломан, знает стили и направления и умеет это передать. Бывает и такое что окончив училище, человек как музыкант может не состояться. Но зато он может преподавать основы и технику игры.


А что на твой взгляд является основной составляющей музыканта?

Всё идёт от души. Как я уже сказал, он должен быть “укушен” музыкой, в нём постоянно должна жить музыка, нужно много слушать разные стили, формировать музыкальный вкус. Талант, усидчивость, жажда занятий музыкой , самое важное, это - музыкальное мышление, которое не всегда зависит от технической подготовки. Можно и в пяти нотах передать смысл и суть композиции или песни.


Кого можешь назвать своим преподавателем, который передал тебе это состояние ”укушенности” музыкой?

Но преподаватель - это громко сказано. Это мой друг, с которым мы вместе учились в одном классе и жили в соседних подъездах, сын известного в 70-80-ых годах композитора Алексея Мажукова Денис Мажуков. Вот он как раз и привил мне любовь к правильной музыке, показал несколько гитарных нюансов, ходов и фраз. В своё время именно он меня и познакомил с творчеством Битлз, с которых у меня, как и было сказано выше, началось увлечение музыкой. Правильный подход!


В каких группах ты участвовал?

Два коллектива; BACK, который просуществовал 6 лет, и кантри-рок группа Apple Jack Band, которая была основана баджистом группы “Кукуруза” Дмитрием Вахрамеевым. С ней много поездили по нашей стране и Европе. Там, в Европе, публика, конечно, эту музыку воспринимает несколько иначе, чем в России, музыкальная культура иная.


В 2011 году я ушёл из группы, потому что захотел заниматься своими сольными проектами, накопилось много материала, и своего, и чужого, который нужно было записывать, репитировать и, по возможности, издавать. Но мы остались в хороших дружеских и творческих отношениях и даже время от времени собираемся вместе для локальных выступлений.



Когда-то ты сказал, что блюз - интеллигентное модное течение, которое не может быть коммерческим. Как сейчас обстоят дела в Москве и России?

Сейчас блюз и джаз - это клубная музыка для интеллектуалов и ценителей. В коммерческом смысле и больших масштабах данная стилистика сейчас не востребована. Это элитарное направление и в той или иной степени - андерграунд. В России нет музыкальной индустрии в том понимании, в котором она существует в Европе и США. У меня есть друзья в Европе, которые играют некоммерческую музыку и вполне неплохо живут.


У нас есть отдельные продюсерские проекты, которые рассчитаны на два - три года, чтобы заработать денег. Талантливые и самобытные музыканты и тем более авторы, не очень интересны продюсерам. Таких исполнителей сложно сломать и заточить “под себя” современному продюсеру, который не стремится к созиданию. Нужен финансовый результат сразу.


Где та грань, которую перейти нельзя, чтобы музыка не страдала от этого? Как в себе это отследить музыканту?

Приведу пару примеров. Вот те же Битлз. Начинали с кавер-версий рок-н-роллов 50-ых. Их менеджер, Брайан Эпштайн увидел в них огромный потенциал, музыкальность и самобытность, не “убил” в них индивидуальность и не стал диктовать, что им играть, не стал затачивать под себя. Ещё один пример: Пинк Флойд записали “Стену”, когда рок-музыка практически ушла в небытие, лидировали панк и примитивная попса начала 80-ых. В этом шедевре присутствует компромисс: флойды удовлетворили запросы и желания любителей и ценителей того же панка и поп-музыки.


Тебе не кажется, что придут такие времена, когда наступит “точка невозврата” и человек переродиться в новое какое-то безэмоциональное существо, которому не нужен Бах, Моцарт, Пинк Флойд?

Информации стало больше и она стала быстрее и её нужно быстро запоминать Я всё-таки верю в людей, в человеческое правильное воспитание, в духовность. Всё вернётся на круги своя.


Кстати, тебе нравится творчество Ольги Бузовой, например?

А кто это? Я не вижу в ней никакого начала и никакого конца. Ничего нет, просто картинка. Если человек слушает Бузову, значит, он либо свернул не туда, либо предельно молод.


Музыканту чтобы выжить в России нужно иметь 2-3 дополнительные опции. Согласен?

Конечно. В основном так. У нас музыкантов немного больше чем публики Некоторым моим коллегам повезло играть с нашими звёздами и зарабатывать хорошие деньги. Не всегда это приятный репертуар для хорошего музыканта. Иногда они улучшают кстати уровень аранжировки и звучания группы у певца. Я за них очень рад, но не всем так везёт.


Авторская передача Двери - про нее вот интересно. Кто из приглашённых гостей произвёл наиболее яркое впечатление на тебя?

Это была передача для кабельного ТВ Восточного округа, выходившая в 1995 - 1996 годах. Не было ни продюсеров, ни спонсоров. Только оборудование, свет, 2 профессиональные видеокамеры и монтажка. Формат программы заключался в 30-минутные интервью с музыкантами. Вилли Токарев, Манго-Манго, группа Крематорий и т.д. Всё делали на энтузиазме денег за это никто естественно не платил. Не смогли отснять передачу с Морисом Бежаром, великим французским балетмейстером и Майей Плисецкой исключительно по техническим соображениям. Вообще это было хорошее время и полезный журналистский опыт.


Ты же преподаёшь игру на гитаре. Как относишься к занятиям онлайн с учениками?

Это не совсем удобно. Это хорошо, чтобы пообщаться с родственниками из Америки.


Как же пережить эту пандемию музыкантам, которые кроме музыки ничем не зарабатывают на жизнь?

Сейчас, карантин закончен и музыканты стали давать концерты и даже ездить на гастроли. Я сначала подумал, что это отличная идея - делать концерты онлайн, но потом получилось так, что все музыканты стали это делать в одно и то же время. А так как музыкантов несколько больше, чем публики, то идея стала не совсем хорошей.


С кем хотел бы из музыкантов посотрудничать?

С тем, с кем хотел бы из музыкантов посотрудничать, я уже сотрудничаю с огромнейшим удовольствием. У нас не так много музыкантов крепкого европейского уровня. Многих из них я знаю и для меня большая честь приглашать их поиграть со мной на концертах.


Нужна цензура?

Да, но к этому нужно очень грамотно подойти. Смотря что понимать под цензурой. Пошлость, конечно, нужно вырезать. Её нельзя пропускать не только на общероссийское телевидение, но даже на уровне ютьюб-каналов. В Советском Союзе не было музыкантов, которые не дотягивали до уровня. Пошлость, бездарщина и самодеятельность низкого уровня не пропускались ни на ТВ, ни на радио даже местных каналов. Человеку бездарному и ничего не умеющему никакие деньги не могли помочь, народ просто не воспринял бы это.


У Бузовой, например, многомиллионная аудитория.

Её любят не за песни, а за что-то другое. И приглашают на корпоративы не для того, чтобы послушать её песни. Петь ей не нужно, как мне играть на арфе например (смеётся). А вот вести юмористические шоу у неё прекрасно могло бы получиться, как мне кажется. Нужна цензура для пиара. Вещи надо называть своими именами. Реклама должна соответствовать действительности. Если вы рекламируете пельмени и говорите, что они из отборного мяса, они должны быть из отборного мяса. Если вы рекламируете певца и говорите, что у него диапазон 6 октав, он должен быть 6 октав. Честность и цензура тут нужны и важны.


Про творческие амбиции: что считаешь своими достижениями и что хотелось бы совершить на данном этапе?

Самое большое достижение - это третье место на кантри фестивале в городе Мронгово в Польше в 2003-ем году, где мы выступали с группой Apple Jack Band. В планах закончить второй альбом, что, я надеюсь, произойдёт в конце этого или в начале следующего года. И хочу отрепетировать и показать публике русскоязычную программу песен, которые у меня накопились в большом количестве.



Откуда у тебя такое знание одесского фольклора?

В какой-то степени, это всё-таки гены. Мой дедушка по маминой линии, который играл на трубе, родился в деревне Анновка Братского района Одесской области, и папа мой с детства жил в Николаеве, а это 35 км от Одессы, родственников много в Украине было. Сейчас они переехали. Всё оттуда. Одесский юмор - один из самых качественных юмористических жанров. Именно байки и еврейские анекдоты. Оттуда всё и пошло. Спасибо родственникам. Но одесского непосредственного и искреннего колорита в стиле Жванецкого или Горина, к сожалению, уже нет. Я был там в 2007 году. Одесса теперь - абсолютно современный европейский город.


Как относишься к виски?

Виски - это не просто напиток. Это философский напиток. Позитивный и жизнеутверждающий. Пейте виски без фанатизма, но с большим удовольствием. И пусть поезд с виски идёт по нарастающей! “Whisky train running high”!



Специально для Whisky Rooms J.Смóлян



Назад в Jazz Room