whisky

Нельзя врать!

Даниил Крамер, народный артист России, пианист-виртуоз и одна из главных фигур российского джаза и отечественной музыкальной сцены - в интервью для клубного дайджеста Whisky Rooms.


Что такое настоящее искусство, честность в музыке и из чего состоит независимость в профессии? Именно Вам, как народному артисту и ведущему джазовому музыканту страны, хотелось бы задать этот вопрос.

Народный артист - это государственная награда. Конечно, это признание, но не все народные артисты обладают большой народной любовью. Часть артистов получает это звание за выслугу лет. Есть народные артисты, работающие в регионах страны, и их знает только местная публика, она их любит. Артистов, обладающих этим званием, предостаточно. Кстати, мы одновременно получили это звание с Игорем Бутманом и тогда ещё говорили с ним о том, что современная система артистических наград крайне несовершенна - только 2 градации у артистов-исполнителей и одна градация - это заслуженный деятель искусств, второй ступени нет. Это очень несовершенная система. Её никто не меняет плюс ещё государство, на мой взгляд, делает странные вещи - устанавливает ценз ограничений на количество получаемых званий, что не имеет смысла. Звания нужно давать не по шесть штук, а тому, кто заслуживает. Если заслуживает один - значит одному, если двадцать один - значит нужно наградить двадцать одного. Должны быть твёрдые критерии получения этих званий. Вот такое моё мнение. Что же касается меня лично, я не думаю, что я столь же популярен, как Валентин Гафт, например. У джазовых музыкантов такой славы меньше, чем в поп-арте или киноиндустрии. Тем не менее, на сегодняшний день среди наиболее известных имён в джазе существуют и моё имя. Я очень этим горжусь.


Когда я только начинал свою карьеру, я был солистом Московской филармонии и Москонцерта, и уже тогда понял, что вся моя деятельность зависит от этих организаций. Это были такие своеобразные советские менеджерские глобальные агентства. Москонцерт объединял огромное количество артистов. Московская филармония объединяла всех классических музыкантов. Я был маленькой гаечкой в большом механизме. Но поскольку я был амбициозен, меня это не устраивало. В Советском союзе быть фрилансером было фактически невозможно - тебя сочли бы тунеядцем, за что могли посадить в тюрьму. К предпринимателям было отношение как к буржуям и мошенникам. Тем не менее, я бы не стал осуждать Советский Союз, потому что джаз расцвёл в период именно СССР. К 1984-ому году, когда я начинал свою карьеру, в стране было, на секундочку, 64 джазовых фестиваля. Сейчас столько нет. И эти фестивали не могли существовать без разрешения коммунистической партии.



Говорят, что СССР гнобил джаз, но это неправда. “Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь” и “джаз - музыка толстых” - это всё мифы. Джаз подвергался определённому давлению, джазом часто иллюстрировались буржуи, шпионы и, так называемая, красивая жизнь в понимании морали коммунистического советского человека. Но одновременно в этот период расцвели джазовые оркестры такие, как Лундстремовский оркестр, начались карьеры Георгия Гараняна, Леонида Чижика, Алексея Кузнецова, Анатолия Кролла, Игоря Бриля - начались карьеры великих отечественных джазовых музыкантов, и они эти карьеры себе сделали в советский период. Я, советский мальчик, пошёл на сольный концерт Леонида Чижика в киноконцертный зал “Октябрь”. Думаете, каждому предоставлялись такие площадки? Конечно, это было нелегко. Леонид Чижик рассказывал, как он ходил по министерствам и ведомствам и доказывал, что джаз - это музыка, которую нужно играть в концертных залах. Это надо было доказывать. С другой стороны, именно тогдашняя некая андеграундность джаза сыграла сильно в его пользу, потому что существует старое правило: хотите, чтобы какое-то искусство сильно расцвело, запретите его, и оно сразу начнёт расцветать. Это произошло в своё время с роком, в советское время с джазом.


Я уже тогда это прекрасно понимал, несмотря на молодость. И когда в перестроечное время объявили хозрасчёт, в Москонцерте первые, кто перешли на хозрасчёт, был дуэт Александра Фишера и Даниила Крамера. Мы хотели жить собственной жизнью. При этом, у меня были чудесные отношения с редакторами Москонцерта и я очень не жаловался на достаток. Ну, казалось бы, что искать от добра добра, но я решил искать, и мы перешли на хозрасчёт. Да, мы стали больше зарабатывать, ездить стали не меньше, но теперь наша судьба зависела только от нас самих, и меня это устраивало. Независимость для меня - абсолютно неотъемлемая часть жизни, и я считаю, что музыкант должен быть независимым. При этом я никак не осуждаю тех художников и музыкантов, которых принято именовать придворными. Придворная музыка - это не значит плохо, это просто другой тип мышления. Но есть люди, которые являются прирождёнными фрилансерами. Никто не может диктовать мне, что делать, как думать, что писать. Я получил заказ - я его сделал, а если не хочу, я за него не возьмусь. Будучи государственным музыкантом, я обязан делать некоторые вещи. Это не по мне, хотя возможностей стать не фрилансером у меня было предостаточно.


Государство может заказать то, что нужно идеологии, и это может быть связано с настоящим искусством. Но есть ещё другая сторона. Кто-то из известных спикеров на ТВ как-то сказал, что когда говорим о внешней политике, рейтинги идут вверх, когда о внутренних проблемах страны - просмотры падают, и поэтому он вынужден говорить о внешней политике. Спрошу про независимость от мнения публики и стремлении сделать приоритетом зарабатывание денег.


Все люди искусства постоянно сталкиваются с точками выбора и непрерывно проходят их всю свою жизнь. Артист должен выбирать между деньгами и не деньгами, между популярностью и глубоким искусством, которое не всегда популярно, между проторенным эффектным путём и путём эксперимента, который может провалится. Нужно всё время делать выбор, много раз в своей жизни. Это судьба, видимо, любого художника, и при этом, заметьте, у меня нет ни слова осуждения по отношению ни к одному из вариантов из этого выбора - я реально в этом плане понимаю позицию Христа “Не суди́те, да не судимы будете”. Обстоятельства, черты характера, окружающая среда и многое другое так формирует человека, что его выбор категорически не похож на выбор другого, и этот другой совершал бы большую ошибку, осуждая не такой выбор, как у него самого.



Вся наша жизнь устроена как точки выбора. Если бы этого не было, наша жизнь была бы страшна и скучна, поэтому очень хорошо, что существуют фрилансеры, что существуют полупридровные музыканты и настоящие придворные художники, что существует весь спектр выбора. В этом состоит наша жизнь, она многогранна. Многогранность присуща всему, что мы называем культурой и искусством. Это пирамида, которая имеет очень много слоёв, начиная с того, что мы называем гумусом, и заканчивая тем, что называем вершиной. У этой пирамиды не две грани, не четыре и не сорок - тысячи. Так что, когда я говорю о выборе, о том, что я фрилансер и для меня свобода - самое ценное, это не значит, что я осуждаю тех, кто принял другой путь. Моя свобода - это то, чем я живу, она даёт мне возможность жить так, как я хочу. Если я не заработал, значит, я обеднел, если я получил хороший заказ - ура, могу себе кое-что позволить.


Если Вам предлагают выступить и предлагают какой-то особенный репертуар, за который Вам, как минимум, не хочется браться, что ответите?

Я не возьмусь. Те люди, которые меня приглашают, должны принять мою позицию. Они могут высказать пожелание, я же могу сказать нет, могу сказать да, но диктовать мне какую делать программу даже инструкторам компартии на советских джазовых фестивалях не удавалось. Не говоря уже о том, что джазовые музыканты - народ крайне свободолюбивый. Это вообще свойство джаза. Кстати, это свободолюбие сохраняется и у тех, кто стал госслужащим, что на музыке, как выяснилось, не отражается. Для меня это было в своё время некоторым удивлением, эти музыканты великолепно играют. Весь вопрос в собственной душе, только сам человек знает.


Как почувствовать эту грань в душе?

Человек сам решает, противоречит ли решение, которое он примет, его внутреннему моральному кодексу или нет. Никто больше этого не знает. Если человек решил соврать, то никто не знает, осуждает он себя за это или нет, и только он будет знать, соврёт он, обманит, смошенничает ли в следующий раз или нет. Течение АУЕ - это ответ на пренебрежение тем, чем является культура для физического выживания нации. Я лет десять назад предупреждал, что это плохо закончится, когда началось бешеное распространение блатной ветви русского шансона. Но был глас, вопиющего в пустыне, а теперь около четырёх тысяч подростков уже в этом течении. И что? Совет Федерации принимает страшное решение - запретить АУЕ. Оно этого испугалось и тут же прекратилось? Это показывает мне недальновидность людей, которые сидят в Совете Федерации и их непонимание причины того, что происходит, и почему подростки пошли по этому пути, почему они считают, что должны приносить убыток своему государству, а не прибыль, должны считать всех людей лохами и терпилами, а себя фартовыми и боссами. Эти подростки наплевали на закон и считают, что посадка в тюрьму - это классно. И чем же решил напугать их Совет Федерации? Тем, что для них хорошо и правильно? Очень мудро. Много лет назад было сказано: образование и культура - это не те вещи, с которыми можно играться, это вещи, которые способны разрушить страну. Культура - это обоюдоострое оружие, она может вылечить, может убить. В своё время один французский генерал времён Великой французской революции, когда шли бои за Париж и Конвент спросил его, нужно ли ему подкрепление, ответил, что лучше вместо подкрепления сочинить ещё одну Марсельезу.


По поводу профессионализма. Есть такое мнение, что профессионал - это тот, кто зарабатывает деньги тем, что он делает. Как вы считаете, что такое профессионализм?

Когда мы говорим о музыкальном профессионализме, мы не имеем в виду финансовую сторону профессии, мы имеем в виду именно музыкальный профессионализм, то есть класс исполнительского мастерства музыканта, уровень его навыков, знаний, профессионального музыкального образования. Если же мы говорим слово “профессионал” в смысле того, чем он живёт, то да, в принципе, определение правильное - это человек, который живёт, зарабатывая деньги своей профессией. Тут есть ещё одна градация. Есть музыканты-художники, есть ремесленники. Ремесленники могут быть великими профессионалами, но это не значить, что они настоящие художники.


Моцарт и Сальери?

Сальери - художник. Это та же беда, что и у поэтов Пушкинской поры. В своё время покойный Гриша Горин незадолго до кончины планировал сделать спектакль “Суд на Моцартом”. Он мне позвонил и предложил мне роль Моцарта, а у Гриши должна была быть роль судьи. Это должен был быть спектакль из двух ролей. Но для того, чтобы написать этот спектакль, Грише потребовалась моя консультация, для чего он собрал для меня всю музыку Сальери, которую только смог найти. Записал на кассеты и сказал: “Если ты найдёшь двадцать минут музыки Сальери, способной соперничать с музыкой Моцарта, мы сделаем спектакль”. Я прослушал всего Сальери, которого смог собрать Григорий Горин. Это замечательный композитор, истинный музыкант, грамотнейший, умеющий, всезнающий, искренне любящий музыку. Но когда включаешь Моцарта, всё рядом меркнет. Это гений. Это та же беда поэтов Пушкинской поры. Они чудесные поэты, не ремесленники, они истинные художники, но рядом оказался гений.


Гений Пушкина сметает всё, как гений Моцарта сметает Чимарозу, Клементи и Сальери. При этом Сальери прекрасно отдавал себе отчёт, кто перед ним, хотя положение Моцарта никак нельзя было сравнить с положением великого Сальери, который был гуру в Венском музыкальном мире. При этом, надо отдать Сальери должное - без его помощи Моцарту было бы очень туго. Вся эта легенда, возникшая с лёгкой руки Пушкина, миф. Сальери - добрый ангел Моцарта и, умирая, он винил себя в том, что не помог ему вовремя. Он умирал в сумасшедшем доме и казнил себя всю свою жизнь после смерти Моцарта. Это был добрый человек и искренний поклонник гения Моцарта. Вот и вся легенда, но она понадобилась Пушкину не для того, чтобы унизить Сальери, а для того, чтобы поднять страшнейший вопрос искусства - вопрос гения и злодейства. То, о чём я уже говорил - искусство обоюдоостро, оно может вылечить, а может убить. Я глубоко убеждён, что гибель Римской империи началась с лозунга “хлеба и зрелищ”, который кардинально изменил менталитет граждан Рима, потом начали меняться экономика и армия. Поймите, культура первична.



Культура формирует человечество. Я, например, однажды столкнулся с очень интересной неожиданной версией почему кроманьонцы победили неандертальцев. По идее, кроманьонцы, наши с вами предки хомо сапиенс, не должны были победить хомо неандерьаленсис, которые были гораздо лучше приспособлены к ледниковому периоду, физически они были намного сильнее, их общество ничуть не уступало обществу кроманьонцев, у них были настенные рисунки, найден пещерный город неандертальцев на Южном берегу Испании. Они готовы были к развитию, но победили сапиенсы. Почему? В 2005-ом году одна немецкая учёная-палеонтолог из Германии нашла при раскопках какую-то странную труху в отложениях кроманьонцев. Она много месяцев собирала эту труху по пылинке. И знаете, что она собрала? Флейту. Этой флейте около 45 тысяч лет, она считается самым старым инструментом в мире. И тогда некоторые ученые высказали мнение, почему кроманьонцы победили - потому что у них уже была культура, не просто наскальные рисунки про то, как убить буйвола. А когда культура меняется, меняется менталитет воина. Эллины, например, считали воином человека, не только блестяще владевшего мечом и копьём и обладавшего сильным телом, но и умевшего сочинять стихи и играть на кифаре. Почему? Потому что такой воин знал, за что он дерётся. У них уже была культура, а значит, их воины могли стоять насмерть за своих богов, за свою женщину, за своего ребёнка и не отступить в тот момент, когда обычное животное, видя бесполезность борьбы, отступало. Сапиенс отличаются тем, что часть из них дерётся даже в абсолютно безнадёжной ситуации. Это культура. Когда ты встаёшь насмерть и сознательно отдаёшь жизнь. У животных так делают только матери, дерущиеся за своих детей.


Вам не кажется, что в современном мире понятия культуры, морали и совести слегка запутались?

Они запутались для тех, у кого плохое образование и культура, основанная на “настоящем полковнике” и прочих подобных вещах. Всё дело в государстве, которое создаёт такие условия для учителей и воспитывает своей системой образования учителей, которые плодят себе подобных. Учитель - основа государства, ничего главнее нет. Но у наших правительств и президентов всё, что говорится по поводу уважения к учителю, остаётся только на словах. Посмотрите, как живут наши учителя и в каких условиях они работают.


Что думаете по поводу образования онлайн?

Мы стоим на пороге очень плохой системы, когда обычным образованием станет онлайн-образование, а элитным - обычное. В этом случае количество учителей резко снизится, качество их работы тоже. Это будет очень удобно. Государство начнёт воспитывать то количество нужных узкопрофильных специалистов, которое ему нужно. Этот процесс уже идёт во всех странах. Есть колледжи для бедных, а есть Оксфорд за совершенно другие деньги. То же самое есть и у нас. Таким образом, в ближайшее время имущественный ценз будет определять уровень образования. Более того, на эту систему сейчас переводят и музыкальное образование, его сделали дополнительным и платным. Если не хватает денег для того, чтобы учебники купить, вы отведёте своего ребёнка в музыкальную школу за дополнительную плату?


Громадное количество людей даже в тех же Соединённых штатах не имеет финансовой подушки, которая позволила бы им 2-3 месяца прожить без работы. Это очень плохое положение дел. Во-первых, люди, не имеющие финансовой подушки, живут в постоянном стрессе, они раньше умирают, они больше болеют. Иметь бедных - это непродуктивно для государства. В своё время со мной разговаривал один немецкий экономист и сказал то, что является азами для любого экономиста, но когда я начал моделировать результаты этой мысли, для меня это стало открытием. Он сказал: “Даниэль, ты понимаешь, что счастье не в деньгах. У тебя может быть любое количество денег, но если нет оборота, то они ничего не стоят”. Я понял, он прав. Начал делать выводы, но сначала никак не мог понять суть немецкой системы социального страхования - разве выгодно делать столько социальных выплат? Это же разорительно для государства. Конечно, обратная стороны этой системы - появляется много бездельников. Но есть другая сторона, которая для меня оказалась чуть ли не важнее первой: деньги непрерывно находятся в обороте, оборот денег создаёт рабочие места, социально благополучных богатых стариков. Старики - это как раз та прослойка. которая больше всего хочет покупать: дети, внуки, курорты, здоровье, дома детям и внукам. Они только покупают, им незачем копить и они тратят накопленное.


Финансово это очень выгодно государству. Невыгодно иметь много бедных, потому что бедные не дают оборот. А у нас в стране порядка 40% пенсионеров ниже нижнего - булочная и аптека, по принципу господина Медведева “денег нет, так вы держитесь”. Замечательная фраза, эпиграф жизни в России. Государство работает в ущерб себе, фактически забирая часть заработанных за всю свою жизнь денег у стариков и отдавая им ничтожную часть того, что они заработали, и рассчитывая на снижение пенсионного возраста и возраста дожития. Бедность - очень невыгодна государству, она убивает оборот.


Можно быть чиновником и оставаться нормальным человеком?

Чиновник может оставаться человеком, но, правда, система долго его тянуть не будет. Система, в какой бы стране она ни была, не потерпит чужеродных элементов, Существуют законы системы, которая диктует поведение. Первый закон системы был сформулирован, насколько я помню, в середине 17-ого века: бюрократия развивается, чтобы удовлетворять потребности развивающейся бюрократии. Система работает только на себя. Второй закон системы дополняет первый и он гласит: система работает против себя в той степени, в которой это нужно, чтобы система работала на себя. Система не может допустить, чтобы вся страна умерла от наркомании, поэтому часть наркотиков она будет ловить, осуждать часть коррупционеров, часть преступников, но не всех и не большинство, а в той степени, чтобы не разрушить источники своего существования. В каждом обществе система это делает по-разному в зависимости от ментальности самого общества. Первостепенными являются культура и образование и мы никуда от этого не денемся, потому что система состоит из людей.


Кто-то должен дать зелёный свет развитию культуры?

Наоборот, для того, чтобы система существовала, кто-то должен разрушить культуру и образование, чтобы никто и пикнуть не мог и в мыслях не было. Имейте примитивное общество, которое будет всему верить - красивому костюму, сделанному имиджмейкерами, и правильной речи, написанной спичрайтерами, и тогда теряется смысл и остаётся внешнее воздействие. Не будучи высокообразованным, не обладая культурой, которая даёт способность ментально защищаться, человек будет подвержен внешнему воздействию в большей степени, чем человек, имеющий блистательное образование и глубокую культуру.


Государственная система, без которой государство существовать не может, состоит из людей, и поэтому важнейшая задача государства - это сформировать нужное национальное желание, без которого государство не выживет. Если ребёнку в книжках читают одно, в кино показывают другое, а в жизни всё по-другому, он вырастает с пониманием того, что ложь и лицемерие - это норма. Таким и будет это общество, культура, образование, а их сочетание определяет формирование национального желания. Желаешь быть мошенником - страх наказания не остановит. По статистике он останавливает 15-20% людей, а 80% - нет. Остановить может не закон, не внешняя мораль, но только внутреннее нежелание врать. Только сам человек и сформированное с детства желание способно остановить его. Только не называйте меня пессимистом. Я оптимист, анализирующий ситуацию.


Какой выход Вы видите из этой ситуации?

Прекратить реформу образования, распространение русского шансона, добиться альтернативы, убрать рейтинговость телеканалов, изменить налоговую систему так, чтобы россиянам выгодно было легально работать, чтобы не на словах, а на деле муниципальные деньги оставались в муниципалитетах и могли тратиться на культуру, изменить оплаты россиян, прекратить убирать деньги в теневые и коррупционные структуры. Это вполне доступно и есть во многих странах, где невыгодно работать в теневом секторе. Очень многое нужно сделать, что,, к сожалению, сейчас не происходит. Но я не оппозиционер и не диссидент, я люблю эту страну. Именно моё хорошее отношение к России диктует мою позицию. Эта страна меня вырастила. Я родился в Харькове, но учился в Москве и всю жизнь здесь живу. Эта страна меня поит, кормит и содержит. Я это понимаю и испытываю к ней благодарность, которая диктует эти слова. Я не хочу, чтобы моя страна болела.


В одном интервью Вы сказали, что публика всё чувствует, и если музыкант соврёт, то публика уйдет с концерта и больше не придёт. Не пройдена ли ещё точка невозврата от всех этих телешоу, шансона и тому подобного, когда публика чувствовать перестанет или будет чувствовать что-то совершенно другое?

Такое возможно. Именно поэтому я очень плохо отношусь к программе “Голос” и детским телешоу, которые уродуют детей. Считаю, что ребёнок не должен в этом вырастать, где он с самого начала вариться в котле интриг, недоброжелательства, зависти, недобросовестной конкуренции. Ребёнок не дурак, дети иногда умнее нас, просто мы не всегда это замечаем. Конкурировать можно, но если это профессиональная конкуренция, основанная на собственных достижениях, а не на том, что за тебя решит директор по кастингу, режиссёр, телеоператор, и не на том, кто заплатил за твою победу или организовал тебе тысячи лайков. Я - продукт конкурентной системы образования, я всю жизнь дрался за звание лучшего. Но как дрался? Я учился - больше прочитал, чем мой конкурент, больше выучил этюдов, лучше воспринял учителя, лучше сыграл на концерте, чем мой конкурент. В результате, публика пришла на мой концерт, а не на концерт моего конкурента.



Что воспитывает эмоции?

Родители, учителя, детские сказки, но родители - это тоже люди, их тоже воспитывают, они тоже продукт культуры. Согласно мудрейшему решению нашего Министерства образования у нас теперь учителей нет, у нас есть менеджер по продаже педагогических услуг. Я несколько раз называл существующее положение дел диверсией. Может быть, это недальновидность, может быть, это остатки приниженного отношения к Западу. Часть нашей образовательной реформы связана с желанием, чтобы наши дипломы признавались на Западе. Я не понимаю, зачем это нужно. Сколько стоит воспитать человека, вырастить, выучить и сделать из него профессионала? Италия признала наши дипломы и наши специалисты сказали: “Вы нам плохо платите, спасибо за образование, но прибыль мы будем приносить Италии”. Я, зная уровень советского образования и остатков российского, спрашиваю: зачем нам нужно, чтобы на Западе признавали наши дипломы? Они должны добиваться, чтобы мы признавали их дипломы. Это акция, предназначенная для утечки нашего интеллектуального и художественного потенциала. Разве это не диверсия? Это будет иметь тяжкие и далеко идущие последствия.


Онлайн-образование будет логичным продолжением воспитания серой массы, которая будет послушна и воспитуема, индифферентна, и с эмоциями будут проблемы. Недавно сидим с женой в ресторане и она мне говорит, что за соседним столиком молодая пара, у них свидание и они общаются смс-ками. Я сначала не поверил, обернулся - точно. Это поколение ЕГ, гаджетов, отупляющего компьютера. Большинство игр основаны на убийствах и уничтожении, конкуренции любым способом. Это я вам как компьютерный игрок говорю, но я вошёл в этот компьютерный мир уже сложившимся человеком. И я столкнулся в компьютерном мире с гигантским количеством подростков, прекрасно играющих и не имеющих никаких моральных стержней. Был случай. Я в игре столкнулся с мальчиком и, по его словам, ему было 13 лет. Этот мальчик уже занимался компьютерным мошенничеством. Когда я его подловил, а я опытный компьютерный игрок, он мне заявил: “Ты мне ничего не сделаешь, у меня папа мент”. Думаете, он один такой?


Для этих детей их мир будет самым лучшим потому, что они другого не знают. Но даже у этих подростков что-то просыпается. Я вижу это, когда приезжаю в школы с мастер-классами. Искусство - очень сильное лекарство, поэтому его так боятся те, кто это понимает. Даже почти мёртвую душу искусство может пробудить, вылечить, но где это искусство на наших телеканалах и в нашей жизни? Я один из интенсивно гастролирующих музыкантов, играю 150 концертов в год, в максимуме ещё больше. Я сделал подсчёты: я выступаю перед публикой в несколько десятков тысяч слушателей за год, которые приходят ко мне на концерт, а одна программа первого канала вещает на 12 миллионов в час.


К этому количеству Вашей публики можно добавить просмотры и прослушивание Ваших записей.

К слову, я не так давно создал канал на ютюбе. Буду ставить музыку, давать уроки, беседовать о жизни.


Расскажите о тех музыкантах, которые подняли на ноги джаз в нашей стране. Не секрет, что для того, чтобы появилось поколение талантливых музыкантов, нужна школа. У них не было.

Не было, и я бы не стал сравнивать их мастерство с мастерством американских музыкантов.


Но, всё-таки, это джаз.

Это джаз.


Каким образом им это удалось?

Слух, работа с записями, круглосуточное прослушивание музыки, изобретение велосипедов, природный дар. Эти люди из ничего поднимали отечественную джазовую музыку и школу с нуля. Я об этих людях говорю как о героях. Это великий педагог Александр Осейчук. Это Игорь Бриль, который создал джазовое отделение. Вы представляете, что такое сделать джазовое отделение? Составить всю роспись, написать все методические пособия, всё завизировать в Министерстве образования, пробить все места, ставки, классы, занятия. Бриль - герой, он герой героев, он это создал.


Сейчас уже можно сказать, что джазовая школа в России сформирована?

Уже можно так сказать, да. Но у нас школа Московская совершенно не похожа на школу Ростовскую или Новосибирскую.


Так и должно быть, наверное, ведь педагоги формируют школу, а потом музыканты общаются на фестивалях и обмениваются творчеством.

Да. Фестивали - это котлы, где варятся новые идеи и рождаются новые ансамбли, новые направления. Очень жаль, конечно, если сейчас исчезнет на какое-то время возможность приглашать зарубежных исполнителей. Искусство не может существовать внутри самого себя.


В прошлом году победителем Международного конкурса гитаристов Института джаза им. Херби Хэнкока стал наш российский музыкант Евгений Побожий. В жюри - легендарные музыканты, в том числе Пэт Мэтини и Стэнли Джордан. Для Российского джаза - это прорыв.

Да, он молодчина. То положение дел, когда мы начинали играть джаз и когда мы, раскрыв рот и отвесив все челюсти, смотрели на каждого американского музыканта, прошло. Положение, при котором явно видна разница в классе исполнительства и свинга, владения джазовым языком между американскими исполнителями и нашими фактически нивелирована. Всё! Теперь мы по школе на равных. Но генерация идей по-прежнему происходит в Нью-Йорке, этот город по-прежнем является мировым центром джазовой мысли, что связано ещё и с тем, что туда приезжают музыканты со всего мира. Америка пошла правильным путём, сделавшись в своё время мигрантской страной - свежая кровь создаёт сильную пассионарную нацию.



С фестивалями в России сейчас совсем плохо?

Все мои выступления в декабре перенесены на январь и февраль. Кроме того, появился новый фактор - людской страх: люди бояться ходить на концерты, сидеть в помещении с другими людьми, и это вряд ли скоро пройдёт. Видимо, только вакцина даст какое-то лекарство не только от самой болезни, но и от страха.


В ноябре у меня только джазовый фестиваль JAZZ NEBESA. Я хочу помочь музыкантам, договорился со спонсором, чтобы сделать онлайн-трансляции и выплачивать артистам хоть какие-то гонорары. Есть и ограничение по количеству гостей, поэтому я сделал его телевизионным. Из всех записей планирую сделать 45-минутный или 1,5-часовой фильм, который предложу телеканалам. Может быть, возьмут, посмотрим. Причём стоимость за трансляцию, как мне сегодня сказала продюсер онлайн-телекомпании, выросла вдвое. А нам говорят, что у нас инфляция 4-5%! Но, что я вижу - это 15, 20, 50%. Вот так скажет человек с экрана телевизора, что у нас инфляция 5%, сидит родитель при ребёнке и говорит: “да, какая же у нас инфляция 5%, если на это цены выросли так, а на это - вот так, а это лекарство стало стоить столько, где же тут 5%”. И сидит ребёнок, всё это слышит и понимает, что вокруг враньё, и он на этом вырастает. Он теперь знает, что это можно, что так поступают. Нельзя врать!


Мне в одном интервью задали вопрос: если бы Бог спустился на Землю и разрешил бы вам о чём-то его попросить, чтобы бы вы попросили? Я бы попросил, чтобы Бог лишил нас возможности врать и завидовать, и тогда мир кардинально изменился бы. Враньё и зависть с жадностью - это вещи, которые категорически меняют весь наш мир. Но хотя бы, чтобы не было вранья.


Очень нелегко не врать на сцене. Классических музыкантов обучают сделать чужое своим и играть его так, как будто это тобой рождённое, как будто ты сам это сочинил. Это целая школа в классической музыке. Если ты не умеешь это делать, лучше на сцену не выходить, но это не всегда удаётся даже профессионалу, не всегда удаётся быть искренним, но это главное, ради чего ты выходишь на сцену.


С помощью своего инструмента музыкант инициирует обмен энергией. Наука это не объясняет и никогда не объяснит, но это одна из тех вещей, ради которой люди идут на концерт, вместо того, чтобы сидеть дома, не тратить свои деньги и слушать компакт-диски. Они идут на концерт за обменом энергией. Мы почти это не осознаём. Живое общение с музыкантом не способно заменить никакие онлайн-концерты и личный контакт. Это первое, зачем вы идёте на концерт. Второе зачем вы идёте - это наслаждение. Об этом говорил ещё Моцарт. Он сказал это кратко и точно: музыка создана для наслаждения. Но слово “наслаждение” Моцарт понимал в широчайшем смысле. Наслаждение может быть от самых разных вещей: от текста песни, от радости, от горя в музыке, которое вызывает слёзы, и даже от слёз человек получает наслаждение и хочет послушать ещё. Человек получает наслаждения от всего, что искренне в искусстве. Мы наслаждаемся когда сопереживаем вместе с искренним искусством. Здесь ключевое слово искренность. Враньё на сцене оставляет равнодушным. В этом главный секрет. Нельзя врать!


Очень жаль, что музыканту в России, чтобы выжить, нужны дополнительные опции.

Мой двоюродный брат живёт в Германии. Несколько дней назад он мне сказал удивительную фразу: “Я счастлив, что я живу в Германии, потому что именно сейчас во время бедствий, я понял, что Германия воспринимает свой народ как свою семью и действительно тратит деньги на то, чтобы семья выжила”. Безработные музыканты сейчас в Германии получают 2 тысячи евро в месяц, и этого вполне достаточно, чтобы выжить. Конечно, большая часть этих музыкантов зарабатывает в обычное время в несколько раз больше. Музыканты в Германии живут хорошо. И в России хороший музыкант нормально зарабатывает. Но сейчас во время эпидемии я, например, начиная с марта и будучи индивидуальным предпринимателем, получил 12 тысяч рублей с копейками, и ни в чём себе не отказываю.


Какие у Вас дополнительные опции?

Я заведую джазовой кафедрой, получаю деньги от своего института и у меня есть частные ученики.


По поводу появившегося у людей страха посещения публичных мест. Что думаете по поводу вакцинации?

Видимо, буду вакцинироваться. Раньше не хотел, но сейчас я не вижу выхода. Я вижу, как падают вокруг меня мои друзья, и уже некоторые умерли. В начале, когда только всё началось, я назвал эту болезнь фигней. Теперь думаю, что был неправ. Но я уверен, что то, что происходит - это только часть проблемы. Другая часть - это передел мира под шумок коронавируса, и он идёт интенсивно.


Думаете - это биологическое оружие?

Я в этом убеждён. Я убеждён, что этот вирус не имеет натуральной природы, и не может её иметь. Я также не уверен, что Китай мог прошляпить из лаборатории 4-ой степени защиты выпуск вируса. Я очень в этом сомневаюсь. Я прочитал, что такое 4-ая степень защиты, и не понимаю, как хоть что-то могло выбраться наружу из такой лаборатории. И я не уверен, что в Китае есть генетики, способные это сделать. Такие генетики, как мне кажется, есть только в нескольких странах: в Америке, России, Англии, Германии, где очень сильная школа. О китайских генетиках я раньше не слышал. Может быть, они есть, но я про них не знаю. Этот вирус - продукт высокой генетической инженерии. Каким образом вирус уйдет? Это, видимо, та же проблема, которая была с бактерией синтия. И что сейчас с этой бактерией? О ней молчат, потому что никто не знает, что с этим делать. Эти вирусы и бактерии мутируют. Мы надеемся, что они выполнят свою задачу и сдохнут, а они не хотят сдыхать, они, как и всё живое, хотят жить, и поэтому будут драться зубами за каждый глоток воздуха в своей жизни. Сколько мы безуспешно боремся против гриппа? Грипп меняет штаммы каждый год, а коронавирус мутирует ещё быстрее, да ещё и в зависимости от территории.


Назовите, пожалуйста, краткую формулировку, что такое свинг и драйв.

Драйв - это неостановимый ритмический поток, а свинг - это естественное акцентирование мелодии на основе непрерывного драйва при постоянном бите, то есть ощущение соотношения реального и ощущаемого ритма.


Что из книг за последнее время заинтересовало?

Сейчас читаю “Sapiens. Краткая история человечества”, автор Юваль Ной Харари. Замечательная книга якобы о происхождении человечества, но, на самом деле, в ней поднимаются интереснейшие проблемы.



Как относитесь к виски?

Я с виски по-настоящему познакомился в Африке на гастролях по Мали и Буркина-Фасо. Это был Black Label. Меня им поил мой менеджер, потому что его почему-то часть местной кишечной фауны сильно не любит. Полстакана виски перед каждой едой. При этом, я очень мало пьющий человек, и моя работа исключает употребление алкоголя. Я всё время играю или за рулём, на гастролях каждый день, концерты, поэтому алкоголь для меня - это нечастое удовольствие. Иногда я пью виски, ром или ликёр с кофе под настроение, иногда хороший коньяк.


Для многих российских музыкантов алкоголь - это большая проблема, поэтому у меня сформировалось определённое отношение к алкоголю. У меня есть два требования к тем музыкантам, которые находятся со мной на гастролях: не пить и не опаздывать. Эти вещи портят жизнь страшно, они способны убить и репетицию, и концерт.


Как Вы поступаете с нарушившими правила?

Музыкант в таких случаях встаёт и уходит, а я сыграю сольный концерт. Но такие случаи редки. Я не считаю алкоголь злом. Как говорили древние греки, весь вопрос в мере.


Моя диетолог требовала от меня, чтобы я пил 30-40 грамм крепкого алкоголя перед едой один раз в день. Лучше водку, потому что она вычищает холестерин из сосудов. Я не в курсе, как действует виски, но Michter’s, который я попробовал после концерта в Whisky Rooms, мне очень понравился. Очень вкусный виски.


Пожелайте что-нибудь членам клуба Whisky Rooms, тем более, что с некоторыми Вы уже познакомились.

Я хочу пожелать искреннего наслаждения, но найти это наслаждение, ну, во всяком случае, выше уровня салата!


Пожелание в предновогоднем стиле! Благодарю Вас за интервью и интересную беседу.



Специально для Whisky Rooms J.Смóлян





Назад в Jazz Room