whisky

Bluesiana





Джаз и блюз – не африканская музыка


Дегустации напитков

Есть такой миф, что джаз и блюз – музыка африканская. На самом деле – нет. Ее аналогов в африканской музыке не существует. Эта музыка могла родиться только в США, в тех социально-экономических условиях, которые существовали в конце 19 — начале 20 столетия. На протяжении 300-350 лет в США продолжался импорт товара, который сделал эту страну самой конкурентноспособной на рынке 19 столетия, поскольку предоставлял бесплатную рабочую силу. Это работорговля. Из Западной Африки в течение трёх с половиной столетий было вывезено около 3,5 миллионов человек.


Их перевозили в трюмах с западного побережья Африки до восточного побережья США, а также к странам Карибского бассейна и в Бразилию. По статистике, выживало 60-70 процентов людей. Их везли на протяжении двух-трех недель, без еды и практически без воды. Но по меркам того времени это считалось допустимой потерей, поэтому создавать рабам комфортные условия никто не собирался. В Америке рабов продавали на плантации.


Юридическую свободу чёрные получили в 60-е годы XIX столетия в результате гражданской войны. Реальное освобождение людей из рабства произошло только к 90-м годам XIX столетия. Экономическую свободу они не получили, и продолжали работать на тех же полях, только за долю урожая.



Почему африканцы быстро забыли родной язык



Рабов одного и того же племени на севере Америки никогда не продавали на одну и ту же плантацию. Для чего? Чтобы все рабы, которые попали на одну и ту же плантацию, говорили между собой только на английском и надсмотрщики их понимали. Таким образом, именно в Северной Америке в течение двух поколений возникла ситуация, когда рабочая сила стремительно утратила свои корни, свою культуру. Эти люди уже во втором поколении не помнили ни песен своей родины, ни даже языка. Именно в Северной Америке музыка, которую привозили с собой африканские музыканты, стремительно утратила конкретные племенные признаки.



Три особенности чёрной музыки



Обычный африканец музыкой специально не занимался – музыка представляет фон всей его жизни: на поле он поёт, а вечером дома танцует. Это не потому, что они артисты и получали за это деньги. Просто музыка - важнейшая часть его жизни. С этой музыкой африканцы попадали в Америку, и, забывая свой язык и свои традиции, тем не менее, сохраняли общие черты, характерные для музыки Западной Африки.


Один из признаков африканской музыки – полиритмия, то есть одновременное развитие множества взаимоувязанных ритмических линий. Для африканца это совершенно естественно: когда он танцует, у него одна нога топает один ритм, вторая нога – другой, а ещё он похлопывает себя ладонью по бедрам и животу. Естественные звуки танцующего человеческого тела образуют разные ритмические линии. В европейской культуре совсем не так — здесь есть понятие регулярного ритма, где есть деление музыкальной ткани на такты и в них есть сильные и слабые доли. Если мы привыкли хлопать на сильную долю, то африканец, наоборот, слышит слабую, и хлопает на вторую и четвёртую доли. Это важнейшее внешнее проявление полиритмии африканской музыки.


Второй важнейший признак – так называемые лабильные тона. Африканская музыка построена на натуральном звукоряде. Когда африканец поёт, он понижает тона и полутона, как нам кажется, произвольно. Это и называется лабильный, то есть подвижный, тон.


Если в европейской музыке существует понятие полифонии —  когда мы слышим одновременное звучание взаимоувязанных голосов, то в афроамериканской музыке одновременно звучащие разные голоса не взаимоувязаны. Этот признак называется гетерофонией.



Трудовая песня, «кричалки» и спиричуэлс



Отсюда — три жанра народной афроамериканской музыки, три вида афроамериканского бытового музицирования, не имеющие аналогов в африканской музыке в чистом виде. Первый — трудовая песня (work song). Это то, что поют хором, работая в поле или на постройке дороги или дамбы. Это коллективная песня под одновременные трудовые действия — удары топора или удары киркой по камню.


Другой жанр связан с индивидуальной песней. Он называется holler – «кричалка». Во-первых, её поет один человек, во-вторых, у каждого работающего человека свой собственный holler, он сам его сочиняет. И он становится его звуковой подписью. Выходишь утром на плантацию, которые рабы очищают от старых кустов хлопка, и слышишь —  здесь работает Старый Джон, а там — Седой Билл, потому что ты слышишь их песни.


Третий жанр афроамериканской песни - Spirituals (спиричуэлс – дословно «духовные»). В 18 веке рабов начали крестить. Протестантские проповедники объясняли африканцам основы евангельской веры и они восприняли христианство всем сердцем. У них появились собственные церкви. Особенности службы в афроамериканских церквях положили основы новому виду музицирования - спиричуэлс.



Кто впервые начал записывать чёрных музыкантов



В начале 20 века в Америке работал фольклорист Джон Ломакс, который внимательно изучал эти виды афроамериканского музицирования. Именно Джону Ломаксу мы обязаны тем, что он на переносном приборе сделал первые аудиозаписи. Он записывал звук на магнитную проволоку. Несмотря на то, что прибор весил 70 килограмм, его можно было переносить с места на место. Специально для этого прибора возили бензиновый движок, который давал электрическое питание. Начиная с середины 1930-х годов вместе с Джоном Ломаксом начал ездить его сын Алан, которому было суждено стать первым историком афроамериканского фольклора, но его книга так и не переведена на русский язык. Она называется «The Land Where the Blues Began» («Земля, где начался блюз»).


После Второй мировой войны Алан Ломакс еще раз проехался по тем местам, где он ездил вместе с отцом, и нашел стариков, которые еще помнили work songs и hollers, побывал в церквях, где все еще исполняли спиричуэлс. Последние к тому моменту в городских церквях сменил новый духовный жанр – госпелс. Отличается он от спиричуэлса тем, что это сольное пение, которое подхватывает хор, а не коллективное пение всего церковного хора.


Переход от спиричуэлс к госпелс был связан с тем, что методистские и баптистские церкви перешли от приходского совета к пасторам. Теперь не приходской совет контролировал пожертвования, а лично пастор. Для того чтобы вырвать власть из рук пожилых дам, которые составляли основу совета, пастор отменил прежнее хоровое пение. Прошло 10-12 лет, и на всей территории США, за исключением сельского юга, в афроамериканских церквях зазвучали госпелс.



Когда родился блюз



В отличие от представлений, которые дают нам голливудские фильмы, блюз – это не музыка, которая идет из глубины веков, где люди в рабочих комбинезонах играли ее на гитарах, сидя у костра. Никаких гитар в обиходе в США не было – это был дорогой привозной импортный инструмент. Только в 1890 году началось производство первых доступных гитар. До этого гитара стоила 30-40 долларов, а это были огромные деньги. Основным инструментом было банджо, которое делалось из сигарной коробки. Банджо мог собрать из любой коробки практически каждый человек, который аккомпанировал своему пению.


Первым человеком, записавшим блюз нотами, был профессиональный музыкант, композитор Уильям Кристофер Хэнди, который называл себя «отцом блюза». Впервые он услышал блюз в ожидании поезда. Это произошло в 1903 году. Как-то раз он путешествовал по штату Техас и проснулся от неслыханных звуков. Как он сам вспоминал в своей автобиографической книге «Отец блюза», рядом с ним сидел тощий разболтанный негр в комбинезоне и играл на гитаре, скользя по струнам обратной стороной ножа, который он держал в левой руке. Нетрудно догадаться, что речь идет о блюзовой технике игры слайдом, который представляет собой металлическую трубку, надетую на мизинец исполнителя. В то время слайдов не производили, и музыканты либо надевали на мизинец отбитое бутылочное горлышко, либо водили по струнам обратной стороной ножа, добиваясь скользящего, лабильного тона на гитаре.


Негр, которого увидел Уильям Кристофер Хэнди, пел всего три строчки: «Goin' Where The Southern Cross The Dog» («Я еду туда, где Южная пересекает Собаку»). На самом деле Southern и Yellow Dog – это две железнодорожные линии в Техассе. Этот парень просто рассказывал о том, что он едет до пересадки на линию Желтый Пес. Таким образом, блюз как вид высказывания появился в начале 20 столетия. Другое дело – что сами музыканты свою музыку так не называли – они называли их «балладами».


Слово «блюз» впервые появляется в печати в 1912 году, а как название вида музыки – только в 1914-м. С этого момента мы можем говорить о том, что видим сформировавшуюся профессиональную афроамериканскую музыку примерно такой, какой мы ее знаем по ранним записям 1920-х годов. Дело в том, что афроамериканских музыкантов до 1920-х годов на пластинки не записывали. Поэтому ни как формировался блюз, ни как формировался его близкий родственник джаз, мы в точности не знаем. Мы знаем об этом только по описаниям, по анализу бальных карточек, которые были в Нью-Орлеане. Именно здесь появились первые записи джаза.

Нью-Орлеан до 1806 года был частью Франции. Наполеон Бонапарт продал Луизиану Соединенным Штатам Америки за 6 миллионов золотых долларов, и там осталось большое количество людей, говоривших по-французски, в том числе такая часть городского населения, которой больше в Америке нигде не было – свободные черные. Черные на юге США были, как правило, рабами. В северных штатах были черные, которые выкупались из рабства. В Нью-Йорке в середине 19 века было большинство свободных черных. Но на юге свободные черные жили только в Нью-Орлеане, у них были французские фамилии. Кстати, большинство ранних джазовых музыкантов имеют французские корни. Например, Джелли Ролл Мортон – пианист и композитор, который называл себя изобретателем джаза, на самом деле - Фердинанд Джозеф Ла Мант.



Блюз в лицах



Первым в истории стилем блюза, попавшим на грампластинку, был водевильный блюз. Эта эстрадная форма популярного жанра, исполнявшаяся в ночных клубах и кабаре, впервые была записана певицей Мами Смит (Mamie Smith) в 1920 году. Ее первый хит назывался "Crazy blues". Водевильный блюз исполняли певицы, которые до этого работали как исполнители развлекательных популярных песен. Зарабатывали эти певицы, по меркам афроамериканского сообщества, очень хорошо. Самую известную исполнительницу водевильного блюза звали Гертруда Рэйни, которую мы знаем как Мамашу Рэйни - Ma Rainey.




Музыкант, который оказал влияние на следующее поколение блюзовых музыкантов и рок-музыку, - Блайнд («слепой») Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson). Будучи слепым, он еще в раннем детстве научился играть на гитаре и стал уличным музыкантом.




Говорят, он никогда не начинал играть и петь, когда в консервную банку, которая стояла рядом с ним, попадала медная одноцентовая монетка. Как он догадывался об этом? Монетка в один цент дает совсем другой звук, нежели никелированная монетка в 5 или 10 центов. В 1925 году его песни начали выходить на пластинках. За три года он записал около 100 песен, которые легли в основу блюзового канона. Здесь уже хорошо слышна форма 12-тактового блюза, но если мы внимательно посчитаем такты, то нас ждут сюрпризы: дело в том, что в каждом конкретном куплете оказывается то больше, то меньше 12 тактов.



Зачем Бесси Смит гастролировала в отдельном вагоне



Певицу Бесси Смит называют императрицей блюза. Как и другие блюзовые музыканты, она была объектом множества мифов. В частности, про Бэсси говорили, что в молодости ее похитили из дома и насильно заставили выступать в шоу Гертруды (Ма) Рэйни. Но надо понимать, что Бесси была ростом 182 сантиметра и весила 88 килограммов. Запихать ее в мешок и куда-то ее отвезти было нереально. 16-летней девочкой она сбежала из родного города Чаттануга, чтобы выступать в качестве певицы в одном из кордебалетов – «корусе». Девушки в корусе, chorus girls, стояли позади главной звезды и делали синхронные движения. Некоторые из них могли спеть один-два куплета, пока отдыхала главная звезда. Одной из таких девушек была Бесси Смит. В 1924 году она записалась на пластинку. Первая фирма грамзаписи отказала ей в записи, пометив в протоколе: «слишком грубая». Дело в том, что во время пробной записи она остановилась и сказала: «Стоп! Мне надо сплюнуть». И только вторая студия – Columbia – приняла ее на контракт. За один экземпляр проданной пластинки ей платили 1 цент. Так платили афроамериканским музыкантам. Но тиражи ее пластинок были такими большими, что она зарабатывала десятки тысяч долларов.




Бесси Смит носила широкую просторную юбку, хорошо драпировавшую ее пышную фигуру, а под юбкой у нее висел мешочек со всеми наличными деньгами (как правило, парой тысяч долларов) и пистолет. Про ее мужа, который всем говорил, что он охотник, все говорили: «Неизвестно, на какую дичь он охотится, но наверняка не на четвероногую».


Бесси Смит перемещалась по югу США в личном железнодорожном вагоне. Для чего он был нужен черным артистам? Потому что ни одна гостиница не принимала черных. Они должны были либо устраиваться в домах черного населения, либо в машине, либо, как в шоу Бесси Смит, где было 20 человек, в своем железнодорожном вагоне, который за деньги пристегивали к каждому поезду, когда артисты путешествовали из города в город.


Сохранилась лишь одна съемка Бесси Смит – в то время снимать черных музыкантов никому не приходило в голову. Представьте себе: серьезные документалисты решают поехать в чеченский ресторан, находящийся в Бирюлево, и начать там снимать. Примерно таким же было отношение к афроамериканским музыкантам в белом обществе. В 1929 году специально для черного населения снимается фильм под названием «Сент-Луис блюз», где играет Бесси Смит.




Она поет в сопровождении оркестра Флетчера Хендерсона – лучшего нью-йоркского оркестра середины 1920-х годов. Там же играл молодой Луи Армстронг. Именно он разработал на трубе все характерные особенности джазовой импровизации, какие мы теперь знаем, как основу игры в джазе. Когда инструмент имитирует человеческий голос, соперничая с ним в выразительности. Армстронг оказал внимание и на саксофонистов, и на трубачей, и на пианистов.


Вскоре основным видом афроамериканского музицирования стал джаз. На протяжении 20-25 лет джаз сложился в высокоразвитую музыкальную систему, со своими выразительными средствами, резко отличными от выразительных средств академической музыки.



Как разошлись пути музыкантов и вокалистов



История популярной афроамериканской музыки – это история смены ритмических моделей. Если в записи Флетчера Хэндерсона в 1920х годах мы слышим две четверти, то к середине 1930-х годов ритмическая модель меняется радикально. Теперь мы слышим четкие четыре четверти (all four to the flour – «все четыре – в пол»).


В 1941 году США вступили во Вторую мировую войну. Огромное количество музыкантов призвали в армию. В 1942 году профсоюз музыкантов принимает решение о том, что теперь фирмы грамзаписи должны платить музыкантам не только одноразовый гонорар, но также и потиражные отчисления. Эта революционная мысль не сразу находит поддержку в умах руководителей фирм грамзаписи. Тогда профсоюз музыкантов объявляет запрет на грамзаписи. Учитывая, что 90 процентов музыкантов-инструменталистов входило в профсоюз, фирмы грамзаписи остаются без новых пластинок. Но когда прежние запасы пластинок у фирм грамзаписи закончились, в течение следующих 18 месяцев все они сдались одна за другой.


Но дело в том, что в профсоюз не входили вокалисты. И именно могли продолжать записываться. До 1942 года вокалисты были только частью шоу. Когда на сцену выходил оркестр, его сопровождали чечеточники, лилипуты, жонглеры, танцовщицы и два-три вокалиста. Они были популярны, но они не были главными звездами – звездами были руководители оркестров.


Во время войны ситуация в обществе изменилась. На рынке внезапно оказываются только пластинки вокалистов – короткие песни продолжительностью три минуты, которые поют приятным голосом. И когда в1944 году музыканты вернулись на рынок грамзаписи, они оказались не очень-то и нужны. Люди привыкли слушать короткие песни в исполнении вокалистов. Так зародилась поп-музыка.



Как родился рок-н-ролл



Поп-музыка пришла на смену свингу - танцевальному джазу. И в афроамериканской музыке тоже происходят изменения – на смену свингу приходит ритм-энд-блюз. Через семь-восемь лет появится рок-н-ролл. Для того чтобы он стал популярным, нужна была только одна мелочь – эту музыку должны были заиграть и запеть белые. А это впервые произошло в 1954 году в Мемфисе. Так появился Элвис Пресли. Сама форма рок-н-ролла существовала к тому времени в чёрной музыке уже семь-восемь лет, но она не была известна белой аудитории. Один из ярких примеров – оркестр саксофониста Луи Джордана, исполнявший так называемый джамп-блюз (смесь блюза, свинга и буги-вуги).




В середине 1950-х годов в сфере массовой музыки произошла революция – появились электрические инструменты. Теперь ансамбль из пяти-шести музыкантов мог создавать такую же громкую музыку, как оркестр из 15 музыкантов. Массовой популярностью стал пользоваться жанр афроамериканской музыки, который по форме напоминал ритм-энд-блюз. Он с минимальными косметическими изменениями превратился в рок-н-ролл. Попав в Великобританию, он сформировал первое поколение рок-музыки. Песни строились на воспроизведении чикагского послевоенного блюза. В Америке эта музыка впервые выходит на уровень национальной известности «обратным отскоком» – когда выяснилось, что в Европе уже давно слушают музыку афроамериканского меньшинства, которая белому большинству Америки была мало известна.





Cпециально для Whisky Rooms Кирилл Мошков

Назад в Jazz Room