whisky

Пространство души

Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссёром анимационного кино Алексеем Туркусом, призёром фестивалей "ОРФАК" (Суздаль), "ОКНО В ЕВРОПУ" (Выборг),"КРОК" и Московского международного еврейского кинофестиваля.


Алексей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве, о родителях и что оказало на Вас в детстве наибольшее влияние?

Я родился в Москве в 1955 году. Наш дом был в 1-ом Зачатьевский переулке. Мой отец архитектор и всю жизнь преподавал в архитектурном институте. Он прожил очень большую жизнь. Родился в 1896 году, умер в 1991 году 20 века. Я поздний ребенок - когда я родился, ему было 60 лет. Отец удивительный человек, поэтому я про него фильмы и делаю. Он не занимался никогда наставлениями, но был всегда для меня примером. Хотя у нас характеры очень отличаются - он был внутренне очень эмоциональным, но внешне очень сдержанным, потому что всю жизнь преподавал и требовалась выдержка и терпение. У мамы не было высшего образования - она совсем молодая была, когда её родителей репрессировали, и осталась одна. Нужно было срочно закончить курсы медсестёр и она работала на станции переливания крови Боткинской больницы. Она была весёлый, добрый, но очень болезненный человек. Дедушка и бабушка остались живы и вернулись, однако травма, полученная в юности, оставила свой след и сказалась на мамином здоровье. Артур Моисеевич Дрибинский, дед по маме, работал в музее Толстого - большой знаток и специалист, и в этой среде известный человек. Моя старшая сестра по отцу тоже архитектор, и у меня с ней был тесный контакт. Атмосфера в семье была творческая и непринуждённая - всё складывалось само собой.




Всё шло к тому, что Вы станете, как папа, архитектором?

Да, я стал архитектором, но как-то это произошло неожиданно, всё же. У меня были способности к рисованию. Был, правда, момент помутнения - я решил поступать на химфак, но довольно скоро выяснилось, что я не способен ни к каким точным наукам, - хорошо, что вовремя. Дальше всё сложилось само собой, и я сам поступил в архитектурный институт.


Папа помогал поступать?

Возможно, его имя помогло, но все экзамены я сдавал честно сам и сдавал хорошо. Проучился и защитил диплом, проработал в Моспроекте 4 года, потом узнал про Высшие режиссёрские курсы, что меня интересовало и увлекало всегда, и как только появилась возможность, подал туда документы.


Эти несколько лет в архитектурном институте и позже продолжали рисовать?

Да, рисовал, что рисуется - карандаш, перо, масло и думал, что мультипликация - это такой олимп, где живут боги, что я туда никогда не попаду - и вдруг, эти курсы! Я сам себе не верил, щипал за плечо, думал, что мне это снится, но тем не менее, побежал туда поступать, и поступил. На высших курсах моими преподавателями были Фёдор Савельевич Хитрук и Роман Абелевич Качанов - два титана мультипликации, тут мне повезло очень.




Кто наиболее повлиял на становление отечественного анимационного искусства в XX веке?

Фёдор Савельевич Хитрук, Юрий Борисович Норштейн, Роман Абелевич Качанов, Гарри Яковлевич Бардин, Эдуард Васильевич Назаров, Андрей Юрьевич Хржановский, Леонид Викторович Носырев. Мы смотрели их фильмы, и до сих пор можно по этим мультфильмам учится. Что касается нашей анимации, не счесть великих имён.


Когда появилось анимационное искусство?

Первые эксперименты по оживлению персонажей были сделаны с помощью фотофаз. Это не называлось ещё анимацией. Фотофазы с бегом лошади выкладывались на линейку и получалось движение. А до этого ещё появились праксиноскопы с крутящимся барабаном. Пленочный кинематограф - это конечно, братья Люмьер, но до этого уже были эксперименты по оживлению персонажей.


Кто из мультипликаторов оказал на Вас самое большое влияние и какой Ваш самый любимый мультфильм?

Из наших я уже перечислил - это Норштейн, конечно, Хитрук, Бардин, Хржановский, Назаров. Один из моих самых любимых зарубежных авторов - это Боривой Довникович (Югославия), загребская школа. В Загребе до сих пор есть один из самых крупных фестивалей анимационных фильмов. Школа Диснея тоже - она лежит в основе рисованной анимации. Из мультфильмов - это фильмы Назарова, “Жил-был пёс”, прежде всего. Норштейн, конечно, и “Сказка сказок” - самый, пожалуй, пронзительный его фильм.


Основные техники, в которых создаются мультфильмы, и какая Вам ближе всего?

Существует созданный художником-постановщиком в сотрудничестве с режиссёром персонаж, который анимируется. Сначала рисуются ключевые компоновки. Их делают художники-аниматоры и они же задают характер персонажа и вдыхают в него жизнь. Потом художник-прорисовщик детально прорисовывает каждую компоновку, сделанную аниматором по заданию художника-постановщика. А потом это попадает к художникам-фазовщикам, которые врисовывают фазы между прорисованными компоновками, в соответствии с заданным движением. Обычно это делается специальной тушью пером на целлулоиде. Далее, всё это попадает к раскрасчикам фаз, которые по заданию художника-постановщика раскрашивают красками персонажей. Каждая профессия в цепочке уникальна. Кинооператор кладёт один за другим листы целлулоида с готовыми изображениями на фон, созданный художником по фонам, и покадрово снимает каждую фазу на киноплёнку специальной кинокамерой. Так получается рисованный анимационный фильм.


Сейчас появились компьютерные технологии. Если всё делается на бумаге, то вместо кинокамеры - сканер. Это большое удобство. Раскраска фаз идёт уже в компьютерной программе. Но почти весь мир уже перешёл на планшеты - современная виртуальная бумага. Вместо целлулоида и бумаги – планшет, а «снимается» всё равно покадрово.


Есть технология перекладки: берётся персонаж, отдельно делаются ручки, ножки, глазки, туловище, пальчики. Потом это на шарнирах собирается, получается плоская марионетка. Её кладут на фон, и мультипликатор двигает её соответственно режиссерской задаче. Сейчас это можно сделать с помощью компьютерных технологий. Несколько своих фильмов я делал именно так. Норштейн, например, делает всё в технике перекладки и не пользуется компьютером - снимает всё на плёнку, у него нет ни одного рисованного кадра, но так жизнь вдыхать в персонаж может только он один - совершенное мастерство и гениальность. Это две основные классические техники - рисованная и перекладка.


Есть ещё кукольная анимация. Это Качанов, Бардин. Одна из недавних работ Бардина - “Гадкий утёнок”. Это живые декорации, где выстраиваются все объёмы. Аниматоры работают с объёмными персонажами – куклами. Это сложнейшая уникальная технология с огромными возможностями. Это очень впечатляет.


Вы легко можете отличить на глаз компьютерную и ручную перекладку?

Есть некоторые характерные движения. Ручная перекладка на глаз более живая и в ней больше воздуха и дыхания и не бывает идеального - есть как бы незапланированная ошибка.


В компьютерной программе возможно такой люфт заложить?

Можно. И мы стараемся это делать, без чего движения получаются засушенными и слишком стерильными.

br>

Насколько ускоряет процесс создания фильма использование компьютерной перекладки?

По времени примерно так же получается. Но это удобнее, так как удобнее делать правки. Если раньше случалась ошибка, нужно было заново выкладывать всю сцену и заново переснимать на плёнку.


Сколько времени уходит на создание такого мультфильма как “Заснеженный всадник”?

Если нет непредвиденных организационных остановок, то года два, примерно. Он снимался на цифровую камеру и делалось всё на ярусах. Там есть и рисованные моменты, но в основном использовалась честная перекладка, то есть вырезанные руками и ножницами детали персонажа и фоны. Ярусный станок - это горизонтальные стёкла: на нижних ярусах выкладываются детали фона, а на верхних работает персонаж и называется он съёмочный станок. Норштейн его усовершенствовал в своё время.




С замиранием спрошу - два года создаётся 10 минут?

По регламенту Минкульта 10 минут - это 8 с половиной месяцев. Мультфильм, над которым работаю сейчас, 18 минут и на него официально даётся 2 года. На самом деле два года пролетают очень быстро. Не успеваешь оглянуться. Авторская анимация - это пространство души. Что-то рождается вдруг, бывает по частям в течение какого-то времени вырастает. Каждый этап анимации сам по себе уникален и интересен.


Каким образом Дисней делал так много фильмов?

Это другой масштаб, возможности, оснащение и там другие деньги. Колоссальная система производства. Союзмультфильм строился по Диснеевской схеме - цех мультипликаторов, цех прорисовщиков, цех фазовщиков и так далее. Много выпускалось фильмов в год, но всё равно масштабы совершенно другие. Технологии рисованной мультипликации мы во многом переняли именно у них.


Какие основные этапы создания мультфильма?

Если речь о рисованной анимации, то сначала сценарий - литературный, потом режиссерский. Потом раскадровка, сториборд, эскизы, которые делает художник-постановщик. Очень важен тесный контакт между режиссёром и художником-постановщиком - это полезный взаимообмен идеями, нужно работать, прислушиваясь друг к другу. Затем начинается производство и изготовление анимации. - выдаётся задание мультипликаторам по сценам. Прорисовка, фазовка, раскраска, съёмка, потом звук, который, кстати, иногда делается до, а иногда после, от задач зависит. После этого всё совмещается, перезаписывается и получается кино.


Какой период самый затратный по времени?

От начала и до завершения - у меня нет четких рамок, всё зависит от задач и сценария.


Как бы Вы описали Ваш стиль в создании мультфильмов?

“Буревестник” сделан в классической рисованной технике, в которой динамику движения и превращения лучше всего передать. “Заснеженный всадник” сделан в технологии ручной ярусной перекладки с небольшими фрагментами рисованной анимации. Привязываться к одному конкретному стилю мне, например, вредно - это сильно сжимает рамки. Мне это скучно.




Ваш любимый мультфильм - тот, который Вы делаете сейчас?

Да, конечно, он любимый, потому что я его делаю. Но из уже сделанных - это “Медвежуть”, “Буревестник”, «Суета сует» “Заснеженный всадник” и он, пожалуй, самый любимый. Хотя это будет нечестно по отношению к другим моим фильмам. Он биографичный - наверное, поэтому. Кстати, в “Заснеженном всаднике” я почти ничего не выдумывал: я действительно приставал к отцу с такими вопросами, а он меня разыгрывал всё время.


Министерство культуры помогает?

Все мои фильмы изначально делались на деньги Минкульта, но этих денег может не хватить, и тогда приходится дособирать. На новый фильм “Суета сует” мы объявили краудфандинг. Люди очень охотно помогают. Это важно. Но без Минкульта была бы вообще труба для авторской анимации. Я работал на Союзмультфильме с 1985 по 1997 год, потом в частных киностудиях Аргус, Кристмас, Аквариус, и несмотря на то, что много фильмов мы делали на частных студиях, деньги мы всё равно получали от Минкульта. Схема простая: делается сценарий и эскизы, которые мы подаём на худсовет в Минкульт, и там уже или одобряют, или нет.


Какие права Минкульт заявляет на фильм, снятый с помощью их денег, кроме того, что об этом написано в титрах?

Никаких. Всё остальное - права студии.

Это меценатство со стороны государства?

Конечно. Только нужно сроки соблюдать, за нарушение которых могут налагаться штрафы.


Что Минкульт поддерживает больше всего?

Есть какие-то базовые расценки и выше них ничего не дадут, какое бы ты кино ни снимал - авторское или нет - неважно.



Цензура была, есть?

В Госкино могли вцепиться, если им что-то не нравилось, но я с этим никогда не сталкивался, даже когда делал свои первые фильмы ещё в СССР. Я пришёл на Союзмультфильм в 1985 году, это начало перестройки и уже сложилось другое отношение. Стало можно делать почти всё, что хочешь. В редакции могли что-то посоветовать, но со строгой цензурой я никогда не сталкивался За “Буревестника” в 2004 году цензура была такая: на одном из показов ко мне подошла дама и сказала: :Я заслуженная учительница Советского Союза! Как Вы могли так издеваться над русской культурой?”. А после неё подходят две другие тётушки и говорят: “А мы тоже заслуженные учителя Советского Союза, и нам очень понравилось. Вам не нравится - не смотрите!”. И дали мне открытки, чтобы я подписал. Цензура в качестве личного мнения - да. Но вообщем, я против всякой цензуры. Цензура должна быть внутренней.


В мультфильмах и кино для детей должно, на Ваш взгляд, побеждать добро? Это может быть составной частью позитивной цензуры в фильмах для детей?

Сейчас для детей как цензура есть только возрастное ограничение: 6+, 12+ и т.д. Это ограничение выставляется в зависимости от сложности для восприятия Тема может быть любая, но это не должна быть пошлятина, халтура. Это должно быть произведение искусства. Я, конечно, не могу так нахально заявлять: “А у меня - произведения искусства”, но я к этому стремлюсь, стараюсь, чтобы это было честно, качественно, достойно. Как ребёнка ни ограничивай, он всё равно где-то что-то найдёт, но если общий культурный уровень ближайшего общества, в котором он живёт, высокий, грязь не прилипнет. Добро должно побеждать зло, да, обязательно. Для взрослых может быть и наоборот, но должно быть обосновано.


Как Вы относитесь к американской анимации с точки зрения травматичности для психики ребёнка?

Это развлекательное трюковое кино для “посмеяться”, где нет особой глубины и философии. Они там молотят и колошматят друг друга почём зря, но с ними ничего не происходит, с каких бы высот ни падали и не расплющивались, - с ними ничего не происходит и все остаются живы. Другое дело, что сейчас есть трэшевое направление и, наверное, всё имеет право на существование, но для детей это не полезно. Даже и не трешевые, а вполне миленькие фильмы портят вкус детям. И у нас, и за рубежом ими забивают эфир, их много, а наши отличные фильмы в 5 утра показывают - не самое рейтинговое время.


Это маркетинг и жажда лёгкой наживы Наши фильмы любят все и они признаны всем миром - они добрые, тёплые, весёлые, но их мало, а эфир нужно забивать. Сейчас Союзмультфильм пытается раскрутиться и сделать больший объём и качество. Стартовые возможности у них есть и с технической точки зрения у них достаточно хорошо всё. Идеально, когда коммерческий интерес совпадает с авторским, и я надеюсь, что у Союзмультфильма это получится. Хржановский, Бардин, Норштейн - это мастера, которые создают отдельные авторские вещи, но с коммерческой анимацией это сложно соотносить.


Как отличить искусство от фантика?

Если произведение тут же после прочтения или просмотра забывается, то это фантик. Если хочется ещё раз посмотреть, если есть над чем подумать, если сложно забыть, то это искусство. Собственный пример могу привести - это “Белое солнце пустыни” или “Берегись автомобиля”. Сколько раз смотрю, досматриваю до конца и не могу оторваться, хотя знаю каждый кадр наизусть. То, что заставляет пересмотреть, сопереживать, воспринимать, сопереживать - это имеет отношение к искусству.


Какой сакральный смысл искусства?

Это то, что относится к пространству души - когда это созвучно душе происходит питание и обогащение души, воспитание души, восторг, ликование, восхищение, когда нет сил даже выдохнуть, настолько впечатляет.


Я думаю, что мультипликаторы, детские писатели и учителя и воспитатели в детском саду и начальной школе - самые важные люди в стране.

Абсолютно так. В искусстве и один - в поле воин, но всё равно нужно, чтобы общество развернулось в сторону культуры.



Сейчас начался процесс восстановление культуры?

Где-то да, где-то мы ещё далеко от восстановления и развития.


Что нужно сделать для того, чтобы будущее поколение не потеряло образ человека, не погрязло в деньгах и маркетинге и не утратило чувствование?

С моей стороны могу только сказать, что нужно стараться создавать произведения искусства, и делать это несмотря ни на что, даже если над тобой будут все вокруг смеяться. Есть способности - делай, делай. делай. Это всё в копилку. А с точки зрения общественной деятельности - должна быть культурная программа развития на государственном уровне. Поддержка и развитие, в первую очередь, школы и учителей. Нужно развивать культуру, опираясь на культурную часть общества, а у культурной части общества должна быть поддержана государства, а государство должно быть достаточно культурным, чтобы поддерживать культурную часть общества. Круговорот такой. Чем более активно будет вести себя культурная часть общества, тем больше будет отклика. Государственная программа, поддержка культуры во всех сферах должна быть обязательно во всех сферах.


Насколько сейчас популярна Ваша профессия?

Очень много увлечённых и очень способных студентов. Много очень сильных ребят выходит из ВГИКа Но важно найти потом работу и приложить дарование и опыт, а не уходить в коммерцию.


Сколько сейчас частных коммерческих анимационных студий в России?

Некоторые закрываются, новые появляются. В целом, они есть в разных городах, точно не скажу, сколько.


В фильме, снятом о Вас учениками режиссёра-аниматора и педагога ВГИКа Наталии Дабижи, сказано, что Вы во многом так и остались ребёнком внутри. Насколько комфортно жить с детством в душе, мешает это или помогает в современном мире и, вообще, в мире взрослых. Важно ли человеку сохранить ребёнка в себе?

Важно, конечно. Всё оттуда - свойства души закладываются в детстве. Сохранить ребёнка в себе - это сохранить непосредственность. Самое страшное - стать абсолютно взрослым и серьёзным. Но важно сохранить не наивность и беспомощность, а именно не черстветь душой. Опыт жизни должен быть как щит, но душа пусть будет наполнена способностью воспринимать мир и реагировать на него как ребёнок. Без этого теряются творческие способности. Это как кровь, и она должна всё время пульсировать и обновляться.


Сейчас есть программы по ТВ, где 8-10-летний ребёнок поёт взрослые песни со взрослым текстом и смыслом. Насколько правильно взрослить ребёнка раньше времени?

Это искажает восприятие себя самого, вкус, понятие прекрасного и создаёт иллюзию у ребёнка, что он звезда. Каждый ребёнок - чудо и ему не нужно за это соревноваться. Ребёнок может от этого стать потерянным и завистливым. Родители, которые этим занимаются. мягко говоря, не правы. Соревнование - это для выросшего человека, дети должны по-другому соревноваться и что-то другое петь, детские песни. Взрослые делают шоу, которое приносит огромные деньги и гигантские рейтинги тв-каналам.


Как Вы подбираете музыку к своим фильмам и какую музыку слушаете?

Всё зависит от поставленной задачи. Это должно родится вместе со сценарием. И лучше прислушиваться к сердцу, а не к советам. Можно выслушать и принять к сведению. Как в “Покровских воротах”: “А может, он прав?”. Но лучше самому искать и найти.


Есть такой жанр - хорошая музыка. Это то, что я слушаю, а плохую музыку я не слушаю. Моя музыка, на которой я вырос - Beatles, Led Zeppelin’, Rolling Stones, Deep Purple, Creedence Clearwater Revival, но параллельно я очень много слушал классическую. Сказать, что я чему-то отдаю предпочтение, не могу.


Чем отличается анимация и мультипликация?

Ничем. Названием. Анимация - больше про одушевление. Мультипликация - более техничный термин: размножение, умножение, преумножение. Вообщем, это одно и то же. Кстати, мультипликацию многие называют жанром. Это не так. Это вид искусства.




Насколько важен голос диктора? Что значит “терапевтический голос”?

Наверное, правильнее сказать “терапевтический эффект” от голоса. Уникальный, глубокий, впечатляющий голос, который создаёт определённое душевное пространство - это очень важно. А я вот имел наглость записать свой голос за кадром сам в “Заснеженном всаднике” Отца озвучивал Александр Артёмович Адабашьян. Я с самого начала знал, что это будет он, я его звал, приглашал и рад, что он согласился, потому что по душевному наполнению его голос очень похож на голос моего отца. Вобщем, это должно быть согласовано на стадии написания сценария.


Кто Ваш любимый писатель?

Пушкин, Даниил Хармс, Набоков, Булгаков, Платонов, Курт Воннегут.


Вам нравится творчество Хаяо Миядзаки?

Он уникальный, странный и мистический. И этой странностью мне нравится. Неожиданные повороты и сочетания. Япония - загадка.


Вы перфекционист?

В большой степени да.


Как Вы относитесь к крепкому алкоголю?

Это интересное искусство. Когда мне нужно выбрать виски в подарок, я советуюсь с профессионалом. И знаете, какой первый вопрос он мне задаёт? Что за человек, какой у него характер. И тут я понимаю, что дело серьёзное. Поначалу меня это удивляло, теперь восхищает. Запахи - это целое направление восприятия мира.


Какие Ваши творческие планы?

Спасибо, что у меня есть продюсер Вадим Пегасов, с которым мы сделали три мультфильма: “Заснеженный всадник”, “Зашкаф” и новый “Суета сует”. Автор сценария этого фильма - Олег Егоров, замечательный сценарист и писатель. Сейчас мы планируем ещё один фильм - это третья часть про отца, скоро начнётся производство. В планах до конца года поездить с «Суетой сует» по фестивалям. Мы его начинали с моим очень близким другом Алексеем Шелмановым, который умер в 2011 году. Фильм посвящён ему и в титрах он указан как соавтор.


На фото слева направо : Михаил Альтшуллер (группа «Фарбренген» — музыка к фильму «Суета Сует»), режиссёр А. Туркус, Вадим Пегасов — продюсер (киностудия «Аквариус фильм») на фестивале в Суздале



Благодарю Вас за уделённое время беседе и за то, что оно пролетело так незаметно быстро, хотя мы проговорили почти три часа.



Фотографии Сергея Ветрова





Cпециально для Whisky Rooms J.Смолян



Назад в Art Room