whisky

ОМ

Представлем вашему вниманию большое интервью, в котором говорим о драгоценных камнях, ювелирном искусстве и его современных тенденциях с экспертом-геммологом, ювелиром, а также большим почитателем виски Михаилом Осиповым.


Фото J.Смóлян



В Вашей профессиональной деятельности сначала был Московский Геологоразведочный институт. Что повлияло на выбор?

Отец профессионально занимался туризмом, а мне нравилась такая романтика и жизнь в палатках. Я несколько раз ездил в геопоездки, где искали коллекционные минералы. Мне это запало в душу, я собрался поступать в геологоразведочный и поступил, и благополучно окончил его. Но родители были категорически против: я считался болезненным ребёнком, а планировал ездить в экспедиции.


Романтика кончилась очень быстро. Мы поехали в 90-м году на Памир искать золото. Нам пришлось работать в сложных условиях: экспедиция не была готова, не хватало оборудования, да еще пришлось работать за вторую группу, которая была неожиданно снята с маршрута. Проработали больше, чем планировалось, сделали больший объём. И морально, и физически было очень тяжело, я понял, что романтики нет, только суровые будни. После окончания института я лет 15 слова "палатка, лес, костёр" воспринимал без особой радости.


Не по Высоцкому?

Не по Высоцкому, нет. Это была работа. Суровый и тяжёлый труд.


Золото нашли?

Нашли. Даже золотая лихорадка случилась. Было как в кино - когда в первой же пробе в лотке увидел крупные золотины, прямо руки затряслись. В итоге промыли почти тонну породы вручную.


Фото J.Смóлян


Когда появился свой собственный бизнес?

По профессии я не работал практически совсем, потому что к тому времени, как окончил институт, закончилась геология. Через год пошёл учиться на специалиста по драгоценным камням туда же. После курсов работал геммологом в иностранных и российских компаниях на разных дядь в качестве специалиста по драгоценным камням. Потом был партнёрский проект, где часть бизнеса уже принадлежала мне, но, в итоге, с партнёром разошлись. В 2003 году я вышел из этого бизнеса с какой-то минимальной суммой и основал собственную фирму по торговле драгоценными камнями.


Ювелирный проект начался спустя 3 года, когда на складе скопилось большое количество остатков от продажи камней. Мы с приятелем открыли ювелирное производство. Это была достаточно большая фирма: 15-16 человек, завпроизводством. Но мы занимались, в основном, масс-маркетом: крестики, обручалки с камушками, простые вещи и в большом объёме. Мы неплохо росли, но в 2009 году нам стало скучно: большая нагрузка, минимум творчества. Мы плюнули на это дело и закрыли фирму. Каждый занялся своим делом. У меня осталась небольшая мастерская и два мастера, а мой партнёр занялся церковной утварью. Он и сейчас этим занимается.


Вы сказали, что геология благополучно закончилась в стране? Как обстоит дело сейчас?

Как раз сейчас с геологией всё хорошо. Спустя 20 лет отрасль поднимается и стала востребована. Много моих однокурсников работают в профессии.


Фото J.Смóлян


Вы сказали, что все камни привозите из-за рубежа. В России с этим проблемы?

У нас нет месторождений камнесамоцветного сырья ювелирного уровня. Уральские изумруды - это миф. По своему качеству они самые плохие в мире и очень сложны в добыче. Алмазы есть везде, но добыча наших алмазов самая дорогая, если сравнивать с добычей в любой другой стране.


Какие страны являются основными поставщиками?

Основной поставщик это Азия: Камбоджа, Таиланд, Бирма - рубины и сапфиры. Колумбия, Афганистан, Замбия - изумруды. Африка - турмалины, гранаты, рубины и сапфиры. У нас молодая геология. Чем отличаются наши месторождения от месторождений азиатских и африканских стран? Там они уже переработаны природой и весь плохой материал разрушен в пыль, а всё, что осталось - хорошее и относительно легко доступно. Выкопал яму в песке, а там сапфиры, рубины, шпинели! В России горы молодые и, как правило, все самоцветы в твёрдой породе. Сложно добывать, это геологическая проблема. Месторождений у нас полно. И через несколько миллионов лет у нас будет нисколько не хуже, чем в Африке и Азии. Пока сложно и, по большому счёту, кроме алмазов ничего не добывается. Основные месторождения алмазов - Якутия, Карелия, Пермский Край.


Не могу не спросить про Крымские самоцветы. Там есть что-то интересное для ювелира?

В Крыму ничего нет. Там горы, из которых что-то наковырять достаточно сложно. Сердолик есть, но из камней хорошего ювелирного качества нет ничего. Есть коллекционные материалы, интересные для коллекционеров, но не для ювелиров.


Какие есть геммологические учреждения в России?

У нас сейчас есть несколько геммологических образовательных учреждений. Это геммологические курсы при МГУ и высшее образование при Московской Геологоразведывательной академии. Есть несколько геммологических лабораторий. Но вся геммология в России, в основном, прикладная, где всё построено на диагностике и определении камня. Науки очень мало и не много специалистов, кто занимается геммологией как наукой, больше прикладников. Не хочу рекламировать наши геммологические службы, потому что серьезного уважения они у меня не вызывают, хотя есть отдельные прекрасные специалисты. Я сам имел отношение к геммологическому центру МГУ и даже преподавал там. Сейчас он остаётся самым удачным и по обучению, и по экспертизе. Проблема ещё в том, что в России не хватает материала для исследований, потому что у нас не такой большой рынок ювелирных изделий и драгоценных камней, мало покупателей и продавцов по сравнению с мировыми лидерами: США, Японией и европейскими странами.



Где, без опаски купить подделку, можно приобрести драгоценные камни или самоцветы, чтобы потом отдать ювелиру в работу?

В Москве много фирм, которые гранят камни. Они работают как с юрлицами, так и с частниками. Если речь не о драгоценных камнях, можно обратиться в тот же Гемцентр МГУ, сделать экспертное заключение или получить сертификат. Многие продавцы продают свои камни с уже готовыми сертификатами. Большинство их них не будут обманывать, это себе дороже. Обманывают только фирмы-однодневки.


А что с бриллиантами, например?

У нас какая ситуация в стране: существует 191-я статья Уголовного кодекса, которая гласит, что нельзя продавать частным лицам неоправленные драгоценные камни, и есть перечень этих драгоценных камней: бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, натуральный жемчуг и александриты. Их можно продавать частным лицам, только если они сертифицированы и в специальной упаковке или в изделиях. Во всех остальных случаях это незаконный оборот драгоценных камней.


По идее, это должно устраивать компании, которые занимаются ювелиркой?

Наоборот. Меня, как компанию, которая занимается не только ювелиркой, но ещё и торгует драгоценными камнями, это не устраивает. Я бы с удовольствием продавал частным лицам драгоценные камни без дополнительного обременения, потому что сделать сертификат на продажу - это дополнительные расходы. Нигде в мире такого нет.



Значит, сначала Вы занимались диагностикой камней и продажами. Но между этими направлениями и созданием изделий высокого ювелирного качества под собственным брендом - большой путь.

Когда я уже работал в МГУ, одним из заинтересовавших меня направлений была антикварная экспертиза: проверка подлинности изделия через экспертизу камней, которые в нём присутствуют. Например, есть старинное украшение, предположительно 18-19 века, а в нём стоят зелёные гранаты-демантоиды. Но гранаты-демантоиды открыли и стали использовать в ювелирных изделиях только в 19 веке. Соответственно, это может помочь в атрибуции. И так далее. Когда я стал этим заниматься, я познакомился с искусствоведами и хранителями из Оружейной палаты Московского Кремля. Там и насмотрелся разных ювелирных изделий. Параллельно заинтересовался историей искусств, направлениями и стилями. Это всё сложилось в определённый комплекс знаний, которые впоследствии стали поводом создавать что-то самостоятельно.


У меня есть любимый стиль - арт-деко. Большинство моих любимых изделий - в этом стиле. Как ювелир я сам выполняю небольшой объём работ: кладу горячую эмаль, делаю финишную полировку, ну, и ещё немного по мелочи. В основном, есть мои идеи-почеркушки и есть несколько человек, которые отрисовывают эти идеи. Я, скорее, продюсер и организатор. В компании занимаюсь разработкой дизайна и идейной концепцией ювелирных изделий. Со мной сейчас работают два мастера в мастерской и один надомно.


Когда появилось желание креативить?

Когда скопилось много камней и я понял, что большинство из того, что производит наша, да и не только наша, промышленность на тот момент, мне не нравится. Первые изделия я делал, когда у меня ещё не было своих мастеров высокого уровня. Я делал все на другой фирме у приятеля. Мы совместными усилиями рисовали эскизы под имеющийся камень.


Я помню свою первую работу, которая хорошо получилась. Это был 2009-й год, кольцо с крупным сапфиром, за которое мы даже получили какой-то приз на выставке. Потом под такие крупные камни я стал сочинять что-то своё, и это отличалось от того, что есть на рынке, было хорошего качества и неплохо продавалось Постепенно у меня появились постоянные клиенты.



Какой самый дорогой камень, с которым приходилось работать?

Это сапфир стоимостью около 60 тысяч долларов. Камень был заказчика. В 2011-ом году с ювелиркой ещё было хорошо всё.


С какого момента начался спад?

Очень сильный спад начался в 2014 году.


Какая ситуация сейчас?

Сейчас непонятно, в том числе и из-за пандемии.


Ваша торговая марка называется ОМ. Это аббревиатура Вашего имени?

Да. Это Осипов Михаил.


То есть, на каждом изделии стоит Ваш лого?

Не всегда. Ставлю маркировку только на самые лучшие и дорогие изделия. Да и не всегда для этого есть место. Иногда изделия настолько ажурные, тонкие и изящные, что маркировку некуда поставить даже на внутреннюю часть изделия. Для этого есть бирки, фирменные коробочки, пакетики.


Вашей компании сейчас уже 11 лет?

Компания работает с 2006 года, а торговую марку я зарегистрировал и получил документы в 2015 году.


Сколько изделий в месяц выпускаете?

По-разному. До 5 изделий, если они достаточно простые. Некоторые изделия мастер делает по 2-3 месяца. Из-за пандемии одно изделие мы делали с января по август.



Вот, кстати, у мультипликаторов, например, уходит иногда 2-3 года на 10-минутный фильм.

И в ювелирке запросто может быть такое. Во-первых, мастер устаёт делать одно и то же, у него замыливается глаз, устают руки, иногда нужно сменить род деятельности, сделать что-то попроще или в другой технике, в другом стиле. А иногда изделие просто не идёт. Бывает, что это связано с личностью заказчика: для одного делается долго и трудно, а для другого всё делается легко.


Синергия?

Да, клиент и изделие. Изделие может ломаться, камни колются, с одним что угодно происходит, а с другим - быстро и легко.


Не тот лунный день?

Возможно. Была клиентка, которой мы элементарное кольцо делали 3 месяца - не клеилось ничего.


Кстати, вы верите в связь камней и лунного гороскопа?

Нет, но всякие мистические моменты с заказчиком случаются. Я верю в факты.


Подбирают ли люди камни, исходя из рекомендаций астрологов?

Подбирают. По гороскопам, по рекомендациям психолога. В этом случае, мы подберём и закрепим камень так, как хочет заказчик.


В основном заказчики приходят по сарафану? Вас это устраивает?

Да, но меня это не устраивает. В этом смысле ситуация сложная. Я со своими изделиями и ценами вынужден конкурировать с западными брендами, которые давно и серьёзно себя рекламируют. Для того, чтобы себя продвинуть, нужно вложить большие деньги в рекламу, а не в изготовление. Кроме того, по менталитету нашему, всё, что оттуда, считается лучше. Это не совсем равная борьба.



Какого вида рекламу сейчас делаете?

Пока только соцсети. Начинают понемногу работать Фейсбук и Инстаграм. Всё остальное требует финансовых вложений. На данном этапе мне выгоднее вложиться в металл и оборудование, а не в рекламу.


Медийные личности не вызывались поучаствовать?

90% людей с именем - халявщики, а их подписчики не готовы купить мои изделия. Более того, мои заказчики чаще предпочитают непубличность просто потому, что им это не нужно и они уже пережили период желания выделиться таким образом.


Назовите Ваших западных конкурентов.

Любой магазин, в котором продаются изделия, стоимостью от 100 тысяч рублей. Оно может быть хуже сделано и худшего качества, но 99% людей купят его потому, что это сделано известным брендом.


Кто покупает Ваши изделия в России?

Это состоявшиеся люди старше 30-ти, которые хотят чем-то выделиться, им не нравится масс-маркет, нужно что-то лично для себя, чего не будет ни у кого другого. Всё-таки, это не предмет первой необходимости, это роскошь. Но, в основном, люди, конечно, предпочитают, чтобы всем было понятно, что у него на руке или в ушах.



Как у мастеров, которые создают, так и у заказчиков, которые хотят выделиться и предпочитают эксклюзивность, эти знания и мастерство - закрытые?

Я не помню, чтобы мои заказчики рекламировали меня среди своих знакомых: это только его, только у него и больше никому. Есть и такие, кто запрещает даже публиковать фото изделий, которые я для них сделал. Заказчики - это закрытая тема. Что касается мастерства, я не делаю из этого тайны Другой разговор, что учить бесплатно я не готов, а учить и параллельно что-то изготавливать - очень дорого для ученика. Есть энное количество курсов и колледжей, которые обучают, всякий желающий может пойти туда и хотя бы азам научиться. Для обучения камням нужно оборудование, которое есть только на таких специальных курсах. Взять же молодого мастера на стажировку по ювелирному делу можно, но с нуля вряд ли. Я всё-таки занимаюсь сложным и требующим больших навыков и мастерства ювелирным искусством.


Обучаться лучше на масс-маркете?

Это не важно. Есть, конечно, набор элементарных навыков, которые должен освоить каждый ювелир и которые одинаково применяются как в масс-маркете, так и в искусстве. Тут разница невелика. Она только в мастерстве.


Бывает так, что начинаете делать одно изделие и уже в процессе понимаете, что камень просит совсем другого?

Бывает. Сейчас в работе серьги, которые мы переделываем третий раз и никак не можем получить нужный результат.


Кто видит конечный результат?

Вот мы его и не видим пока. Мы его отрисовали раз восемь и, в итоге, на бумаге смотрится красиво, а в объёме получается что-то не то.


Может, дело в человеке, для которого делаете?

Это изделие мы делаем не на заказ. Может, и в человеке, во мне, например. Вот, не нравится, и всё тут.


Вы стараетесь избегать сдачи работы, когда нет такого ощущения конечного результата?

Бывает, что мне не нравится, но это заказ клиента и никуда не денешься. Конечно, я могу предложить ему варианты. В других случаях я довожу изделие до состояния, чтобы изделие меня устраивало. И мастерам всегда говорю, что перед сдачей работы они должны сами оценить изделие, и, если им не нравится, переделывать.


Наверняка, Вам такой подход ближе.

Само собой. Получаешь удовлетворение тогда, когда сделал то, что тебе по душе.



У Вас только частные клиенты или с госструктурами работаете тоже?

Мы небольшая компания, поэтому работа с корпорациями или госструктурами нереальна. Были несколько раз корпоративные заказы: запонки, значки, корпоративные подарки, но это не совсем наши мощности.м

В чём преимущества ручной работы? Почему стараетесь не использовать компьютерное моделирование?

Большая часть того, что выпускает компания ОМ, создаётся вручную, с минимальным использованием компьютерного моделирования. Если говорить о компьютерном моделировании, то те файлы, которые мы строим, и те машины, которые по ним впоследствии выращивают модели, имеют ограничения. Бывает, что стоимость построения, выращивания и последующей обработки изделия слишком высока, а качество всё равно будет не очень, и вручную это сделать на порядок дешевле и лучше.


3D позволяет сделать абсолютно симметричные вещи с идеально чёткими прямыми линиями, и, где требуется, мы это используем. 90% мирового эксклюзива - это 3D. И сейчас мало людей, которые работают руками. На Западе теряются эти навыки. Все переходят на 3D. Но ручные вещи получаются более живыми, на мой взгляд.


Это как цифра и аналог?

Да. В ручных вещах чаще можешь оставить меньше металла, аккуратнее закрепить камни, сделать всё легче, изящнее.



В России тоже сейчас тенденция перехода на 3D?

Думаю, мы сейчас лучшие в мире ювелиры, которые делают ручные изделия. По крайней мере, за последние лет пять. Есть крупнейший конкурс в Гонконге, где российские ювелиры занимают первые места, а звание “Мастер Мастеров” получали, как минимум, трижды за последние несколько лет.


Приятно и отрадно слышать. Участие в конкурсах и фестивалях является обязательным для продвижения в бизнесе?

В мире, скорее, да, но российские конкурсы и выставки, к сожалению, плохо работают из-за отсутствия рекламы. Я был очень удивлён, когда разговаривал с людьми, которые готовы были покупать дорогие ювелирные изделия, но никогда не слышали, что в России есть ювелирные выставки и хорошие ювелиры.


Чем отличается фирма, которая производит эксклюзивные вещи, от масс-маркета?

В масс-маркете должно быть минимум ручной работы, потому что она самая дорогая. Там куча всяких процессов, которые заменяют ювелира, и это упрощает и удешевляет. Но качество изделия и качество финиша, то есть мелкие детали, проработки, полировка гораздо хуже в масс-маркете.


Человек не подготовленный сможет отличить масс-маркет и и высокое ювелирное искусство?

Когда две вещи положить рядом, конечно, да. Но есть один интересный нюанс, с которым я столкнулся в Италии. Они там часто за ручную работу выдают всякое криво-косо-коряво. Если б мои ювелиры так сделали вручную, я бы им руки поотрывал.


Продукция российских ювелирных бутиков качественнее и дешевле западных аналогов?

Практически нет российских ювелирных бутиков, которые торгуют только российской ювелиркой. Объективно масс-маркет, произведенный здесь, дороже привозного китайского. Там находится большинство ювелирных производств. Это не говорит о том, что они плохого качества. Они могут быть прекрасного качества. И многие крупные бренды производятся, по большей части, там. Это удешевляет изготовление изделий без потери качества, да и основной рынок драгоценных камней тоже Азия.


Если брать высокую ювелирку, то да, мы дешевле западных аналогов по причине того, что у нас нет раскрученного имени и мы не можем себе позволить большие накрутки. По качеству же мы, за редким исключением, не просто конкурентоспособны, а можем переплюнуть многих даже самых известных производителей.



Сколько примерно компаний и мастеров представлено на нашем рынке?

Затрудняюсь точно сказать. Сейчас в сегменте премиальной ювелирки в России работает довольно много отличных мастеров. Кто-то учится лично у мастера, кто-то заканчивал наши учреждения, также есть и те, кто учился на Западе. У нас в основном хромает дизайн. Это самое больное место российских ювелиров, хотя сейчас потихонечку вырастает когорта талантливых ребят.


В отрасли должен быть отдельно дизайнер и отдельно ювелир или лучше, когда один мастер сочетает в себе все навыки?

Это может быть по-разному. В идеале один человек - это ювелир, дизайнер и технолог. Причём, инженер-технолог. Бывает часто так, что дизайнер сочинит что-то красивое, а ювелир не может изготовить, потому что не учтены технологии.


Что можно сказать о российской школе: традиции, мастера, преимущества и недостатки?

Сейчас появилось много заведений, которые готовят дизайнеров с оглядкой на западные направления, откуда выходят уже более подготовленные ребята. Что касается мастерства работы руками, то у нас, как я уже сказал, одна из лучших школ в мире.


Что касается традиции́ ювелирного искусства, то, наверное, наиболее известный человек - Карл Фаберже, который задал очень высокую планку и заложил в России серьёзнейшую ювелирную школу. Но, вообще, было много мастеров и фирм: Фаберже, Лурье, Хлебников, Овчинников и т.д. В основном, это были не ювелиры, а ювелирные дома. Сам Фаберже никогда не сидел за станком. Он был продюсером и бизнесменом, у которого было много прекрасных мастеров. Он утверждал эскизы, материалы и готовую работу. Это конец 19 - начало 20 века. Позже был взлёт развития в 50-70-е годы прошлого века, когда появилось уже следующее поколение советских ювелиров.


Для кого они делали и что? Для Зыкиной?

Скорее это были вещи, которые делались на экспорт, на выставки, на частные нелегальные продажи. У Зыкиной была очень слабая ювелирка. Могут рассказывать что угодно, но то, что я видел живьём как выдаваемое за её коллекцию, очень слабенькое по качеству и по наполнению. Но это ни в коем случае не масс-маркет, это, скажем так, богато.


Был такой Коноваленко, который прославился своими камнерезными вещами, но он также был неплохой ювелир, а потом убежал в Америку и основал там ювелирную фирму, которая кажется существует и по сей день. Из его мастерской вышло несколько талантливых мастеров. Позже, уже в 90-х, появилось несколько прекрасных фирм. Фирма Сирин, мастерская при Московском художественном колледже, которая сейчас существует как отдельная фирма. То есть появились ювелиры, которые работали в традициях того самого Фаберже. Сейчас многие из них занимаются преподаванием. Фирмы и мастера с очень классными вещами появляются по всей стране, например, в Ижевске, Владикавказе и т.д. В России сейчас объективно появилось новое поколение талантливых самобытных молодых ювелиров, поколение до 30-ти, которому интересно и которое не сковано никакими рамками.


Где в Европе сейчас есть школа и традиции?

Из последнего, что видел, мне очень понравились испанские изделия. Но, всё-таки, я сейчас склоняюсь к тому, что азиатские ювелиры - номер один в мире. Корейские и японские мастера меня поразили. Так же как и мастера в Китае и Тайване. Мне кажется, там ювелирные традиции не прерывались, как в России. В Индии есть мастера, которые пользуются инструментами своих прапрадедов, которым 300 лет. И фирма может столько существовать. В Европе такое редко встретишь.


Как сегментируется отрасль и какая сезонность покупок?

Сезонность традиционная: 8 марта, Новый год, если говорить о масс-маркете. У меня же основные продажи, как ни странно, всегда были летом, когда люди свободны и меньше работы, приехали или, наоборот, собираются в отпуск. Про сегментацию - это 90% масс-маркет и 10% эксклюзивные изделия. Основные города, где больше всего продаж - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и Сочи. Это 5 городов, где продаются наиболее дорогие изделия. Масс-маркет это изделия до 30 тысяч. 10% - это то, что свыше 100 тысяч.


Интересно узнать об отличительных чертах Вашего стиля и торговой марки ОМ?

Но не могу сказать, что я строго придерживаюсь стилевых ограничений. Я танцую, как говорится, от камня. Беру камень в руки, смотрю на него и что-то вокруг него сочиняется. Это может быть и арт-деко, и минимализм, и эклектика или ювелирная шутка, как мои серьги-воробьи, например.



Какие самые оригинальные запросы, которые приходилось реализовывать?

Это кокаинницы, конечно. Отголоски 90-х. И это, кстати, были одни из первых моих работ. Такой флакончик с серебряным дозатором-ложечкой. Несколько изделий для совершенно разных людей из разной среды - от очень изящных до брутальных. Было ещё несколько нестандартных запросов, но, в основном, люди заказывают изделия, чтобы носить, реже заказывают памятные вещи, которые кладут в стол, как подарки детям, например. Не как финансовое вложение, а как память. Например, портретные медальоны.


Есть ювелирные направления, подходящие к эстетике виски? Может быть, бокалы, запонки, значки?

Мы делали квейки для виски, кольца с гэлльскими мотивами, заколки-брошки с трилистниками, чашечками, бокальчиками. У меня есть небольшая коллекция "Сокровища кельтов", где мы обыгрываем кельтские орнаменты.


Мне кажется, это очень благодатная тема для ювелира.

Да, кельтские орнаменты - благодатная форма. Второе рождение кельтских орнаментов появилось как раз в изделиях в стиле арт-деко. Продвигать виски-эстетику интересно, но сложно. Она сродни байкерской.


У Вас глаза загорелись, когда Вы стали говорить о виски.

Конечно, такая интересная тема! У нас есть эскизы, наработки, но, опять же, это требует вложений и, главное, продвижения. Пока всё это лежит на полке и ждёт своего времени.



Какой любимый металл и камень, с которым нравится работать?

Я сейчас очень хочу начать работать с титаном, мне очень это интересно. Титан не драгоценный металл, но он позволяет делать крупные и очень лёгкие вещи. Плюс его можно покрасить практически в любой цвет, и это устойчивая краска.


Это будут изделия без камней?

С камнями! Титан прекрасно сочетается с драгоценными камнями. Это новая модная тенденция, но я пока к ней не пришёл. С ним нужно учиться работать, на что нужно время. Кроме того, фирм, которые могут отлить титан хорошего качества, совсем немного. В основном, мы работаем с золотом. С платиной, например, тяжело. Это металл мягкий, плохо полируется, горит, и потери при работе большие. Что касается камней, то я люблю работать с цветом: сапфир, рубин, изумруд, шпинель и даже кварц. Люблю создавать цветовые решения. Бриллианты идут как добавка и штриховой элемент, чтобы добавить блеска или цвета, если это чёрный бриллиант.


Чёрный бриллиант - это природный камень или обработка?

Дополнительная обработка природного камня. Это или включения в камне, или так называемый борт - сростки мелких кристаллов, которые стали непрозрачными. Изначально это был неликвид. В 90-е годы состоялась великая "афёра". Швейцарская фирма De Grisogono вышла на российский рынок с изделиями из чёрного бриллианта и массированной рекламой. Их продавали за безумные деньги, хотя стоят чёрные бриллианты совсем недорого. В России они быстро сделались популярными и продавались за большие деньги.



Какие творческие амбиции?

Ну, этого может быть целый вагон. Расширить производство, например. Но я всё-таки не гений дизайна, я хороший ремесленник, который чувствует свой потолок. Для дальнейшего развития мне в этом случае нужен гений дизайна.


Как Вы мониторите конкурентов?

Проходят какие-то выставки, в которых мы все в участвуем, в интернете друг друга видим. Но мы все работаем в разных стилях и нельзя сказать, что кто-то делает такие же вещи, как я. Все достаточно сильно друг от друга отличаются. Я до сих пор не не знаю, почему покупают того или иного мастера или мои изделия, например, и для меня загадка, почему покупают страшные вещи за безумные деньги и не покупают более качественные, которые ещё и дешевле.


А потырить и потом переработать какие-то идеи у конкурентов?

Всё ювелирное искусство, как мне кажется, закончилось в начале 20 века. Все стили и направления уже открыты. Тырить нечего. Всё, что сейчас появляется на рынке, это перепевки того, что уже было, за исключением каких-то технологических инноваций. Я консервативный человек и не считаю современное искусство искусством, я его не понимаю. Скорее, это просто продажа идеи, то есть это не талант мастера, а талант маркетолога. Это не только в ювелирке.


Нужна цензура для поддержания искусства?

Сложный вопрос. Сейчас эра потребления, которое всё диктует. Это и есть цензура. Мало людей могут позволить себе творчество. Причём свободное творчество. Таких мастеров в мире раз, два и обчёлся. Это наверное Уоллес Чан, Жоэль Розенталь, который, кстати, почти не работал руками сам, и Вирен Бхагат в Индии, к которому на год вперёд и более записываются. Они себе позволяют свободное творчество. У нас это Эдуард Никитин, Влад Глынин, Ильгиз Фазулзянов, например. Яркий пример российского ювелирного творчества - это Даши Намдаков, скульптор и создатель оригинальных ювелирных изделий. Такое мало, кто может себе позволить, и в 90% случаев это независимость от денег.


Это внутренняя собственная духовная цензура?

Да. У меня был период, когда я мог себе позволить отказать клиенту, если мне что-то не нравилось. Отказывался копировать, хотя бывали запросы сделать так, как в магазине. На определённом этапе, кстати, выяснилось, что это невозможно - всё равно получается лучше. Мастера разучились работать плохо, быстро и тяп-ляп.



Вас можно встретить на различных фестивалях и дегустациях виски. Что повлияло на Ваше увлечение “живой водой”?

Виски я начал пить году в 95-ом. Зарабатывал я тогда весьма неплохо, а времени свободного было много. В Москве как раз был расцвет первых баров, пабов и ресторанов, куда я любил захаживать. Почему именно виски, уже и не вспомню. Сначала, конечно, был виски с колой. В 97-ом году я ходил подтягивать свой разговорный английский в баре на Знаменке, где собирались англоговорящие иностранцы. Там уже пили виски в чистом виде, в основном Джемесон или Катти Сарк.


А вот на односолодовый виски я подсел в джаз-клубе на Петровке. Однажды меня, как постоянного посетителя и члена клуба, бармен угостил 10-леткой виски Oban. С тех пор я и пропал. Кстати, там же я начал курить сигары. Осознанно же пить виски, посещать мероприятия и собирать собственный небольшой бар я начал лет десять назад, и сейчас, наверное, могу считаться продвинутым виски-пользователем с достаточно приличной базой опробованных драмов.


В деле открытия новых вкусов есть заслуга и клуба Whisky Rooms, куда я всегда прихожу с огромным интересом и удовольствием, поэтому желаю вам многих лет процветания, энтузиазма и вдохновения, новых и новых почитателей и членов клуба!



Почта mihaos@yahoo.com

Инстаграм omjeweller

Фейсбук OM-jeweller




Специально для Whisky Rooms J.Смóлян



Назад в Art Room