В рубрике Art Room - интервью с дизайнером одежды и аксессуаров из натуральной кожи Евгением Лившицем, мастерство и опыт которого сделают мечту об идеальной сумке или качественном ремне реальной. В 2005 году Евгений основал собственный бренд и ателье LIVSCHITZ, где создаёт как на заказ, так и небольшие серии изделий из кожи в собственном стиле - от рисунка или чертежа модели до оригинальной упаковки и отделки кожей предметов интерьера.
В то время, когда ты начинал работать с кожей, негде было учиться этому ремеслу. Где ты и у кого учился?
Я пошёл работать в компанию Bos Bison. Это до сих пор одно из лучших ателье не только московских, но и европейских. На тот момент, когда я пришёл к ним, это был золотой состав мастеров и большое ателье по количеству сотрудников. Многие в дальнейшем сменили направление одежды и ушли в авто тюнинг, потому что это более финансово стабильная история.
Ты про российских мастеров? Откуда у них школа?
Голова и руки. В СССР кожаных вещей практически не было, была обувь, но что касается курток, плащей, дублёнок - полный вакуум. Были кожзаводы, где шили кобуры, портупеи, амуницию, специализированную обувь, одежду для бюджетных служебных организаций. Невозможно было купить кожу как материал в розницу. Только в 90-ые начали привозить что-то из-за границы, стали появляться артели, ателье и мастерские. В Лужниках, где был крупнейший рынок, кожаные вещи просто сметали. Возвращаясь к Bos Bison - там сразу поставили производство и технологии на высокий уровень.
Это российская компания?
Да. Организовано двумя партнёрами, один из которых отвечал за конструирование и технологии, другой - за финансы, дисциплину и производственный процесс. Как ни странно, когда сейчас встречаю людей, которые там работали, замечаю, что у них осталась привычка курить по часам и курить они не ходят, а бегают. Я на тот момент был знаком с одним из директоров. Моё трудоустройство было по знакомству, но никаких поблажек не было. Несколько месяцев я работал в раскройном цехе, подбирал кожу, кроил и отдавал в цех, где из деталей изготавливали изделия.
Сколько ты там проработал?
Четыре года. Я прошёл все этапы технологического процесса. Работая в раскройном цехе, я получал зарплату. Когда через несколько месяцев меня допустили в цех, где мне нужно было делать вещи, оплата стала сдельной. Я в какой-то момент отчаялся, потому что ничего не зарабатываю вообще. Я был ещё в процессе обучения, а мне нужно уже было выдавать продукт выдавать. Тогда мой товарищ сказал: “хочешь, я могу тебя поставить на установку кнопок на зарплату, но ты тогда не сможешь делать ничего другого”. Я затянул пояс потуже и прошло ещё полгода, прежде чем ситуация выровнялась. Я до сих пор благодарен Bos Bison за хорошую школу.
Что было потом? Почему ушёл из компании?
Финансово перестало устраивать, я понял, что есть уровень, выше которого я не заработаю. Кроме того, несмотря на то, что модельный ряд был большой, всё равно появилась рутина. Работа превратилась в конвейер, как бы это не было эксклюзивно. Тогда же я начал там экспериментировать и делать головные уборы. Потом понял, что у меня есть слабость к сумкам, и сумки Bos Bison стали делать с моим непосредственным участием. Когда ушёл в свободное плавание, выбрал сначала сумки. Это малая форма, с которой нет особых конструктивных сложностей, она должна просто понравится или нет, а не сесть на фигуру, как куртка. Одежду я оставил для индивидуального пошива и до сих пор наша основная продукция - это галантерея. Конечно, есть ещё головные уборы, но мы сильно не педалируем эту тему, потому что не хватает времени. Сейчас планирую пройти дополнительное обучение по изготовлению обуви, что бы сказать что-то свое в качестве обувщика.
Когда родился бренд LIVSCHITZ?
В логотипе я указал 2005 год - это мой последний год работы в Bos Bison, когда я в свободное от работы время начал делать что-то для своего ближнего круга. Я всегда старался опровергнуть пословицу “сапожник без сапог”. Я хожу со своими сумками с того момента, как я начал их делать, в своей куртке и дублёнке, в своей обуви и со своими ремнями. Практически все мои родственники и друзья носят мои изделия. В том смысле мне нет проблем с выбором подарка. Кожа - это история долгоиграющая и ассортимент велик.
Ты создал очень комфортное пространство в своём ателье на ARTPLAY. Всё отлично упаковано с точки зрения оборудования и маркетинга - на уровне больших серьёзных брендов.
Я иногда езжу по работе по разным производствам, сотрудничаю с разными мастерами, смотрю как и где они работают. Такого уровня мастерская чуть ли не единичный случай,. Я сейчас говорю не про качество или дизайн изделий, а про экстерьер и интерьер. Пространство ателье - это шоу-рум и мастерская. Интерьер шоу-рума был спроектирован моим партнёром Михаилом, у которого большое столярное производство. Все сделано на заказ и это - очень качественная работа. Кстати, дизайн нашего шоу-рума вошёл в ТОП-100 лучших общественных пространств России 2020 по версии Professional Design Awards. Бывает, ко мне знакомые заходят не только за покупками, а пообщаться, выпить кофе или виски. Кстати, у нас есть несколько эксклюзивных клиентов, которые просят закрывать ателье на время своего визита. Основное место в шоу-руме занимает мой рабочий стол, который отделан кожей. Распивать что-то за ним - это риск что-то пролить, поэтому кофе пьём в кофейне по соседству и кофе-машиной так и не обзавелись.
Большой экран замечательно расширяет пространство небольшой комнаты.
Да, у нас зеркальная стена и большой телевизор, который можно использовать для показа моделей и презентаций, могу включить какой-нибудь концерт или подборку клипов Роллинг Стоунз, Брайана Ферри или Эми Уайнхаус и работать под музыку. Когда у нас появился телевизор, я какое-то время не понимал, на работе я или нет, работать под любимую музыку - это праздник. Ручной труд можно совершенно спокойно совмещать с разговором, когда ко мне заходят люди, или прослушиванием аудиокниг и музыки.
В каком-то интервью ты сказал, что звук правильно настроенной машинки - это музыка.
Да. Неправильно работающая машинка может быть источником стресса. Машинки имеют ментально-мистическую составляющую. Например, кто-то может сесть за неё поработать, а она потом выйдет из строя. Поэтому у меня и у моего сотрудника - разные машинки. Bos Bison заложил правильную базу и в отношении к оборудованию. У нас в ателье свой парк немецкого и японского оборудования. Вообще, ресурс швейных машинок практически не ограничен, в отличие от автомобилей, например.
В команде у тебя два человека?
Непосредственно в ателье нас работает двое - я и мой напарник Жора. У него художественное образование. В нашем деле эстетические базовые основы очень важны, он рисует, чертит, в общем, мы на одной волне. Планирую расширяться, ищу ещё одного своего человека.
Творческим людям бывает трудно совмещать творчество с какой-то скурпулёзной работой.
В любом проекте есть доля творчества и рутинный труд. Часто глаза бояться, а руки делают.
Как можно описать твой стиль?
Я себя считаю скорее дизайнером, чем ремесленником. Есть мастера, которые лучше меня делают свою работу, но что касается дизайна, я рассказываю свою историю и у меня свой путь. Преимущества кожи - это её пластика и фактура, которой не нужно мешать, поэтому я исповедую минимализм. Кроме того, в моих изделиях читается, что это сделал мужчина, даже в женских сумках. Я по образованию картограф, специализация - дизайн и оформление карт. Когда я учился в университете, компьютеров было мало, карты только начали оцифровывать, поэтому на занятиях по черчению мы пёрышком рисовали рельеф, реки, обозначали леса и поля и этот навык черчения мне пригодился в конструировании вещей. Кроме того, мне нравится заниматься проектировкой и дизайном интерьеров, я интересуюсь историей архитектуры и считаю, что архитектурное образование - это лучшее образование для дизайнера. Архитектура есть и в моей работе - правильные пропорции, сочетания элементов и линий.
Ты поклонник рок-музыки. Это повлияло на твой стиль?
Думаю, моё увлечение рок-музыкой повлияло на выбор материала, с которым я работаю. Что касается стиля, то я не хочу ограничиваться чем-то одним, и я не против сочетаний и эклектики. Да и со временем из убежденного рокера я стал меломаном.
Твоё увлечение швейным делом когда началось?
Это с детства. Бабушка всю войну содержала семью тем, что она обшивала трёх своих дочерей и делала что-то на заказ, что приносило деньги. У неё был отдельный рабочий стол, ручная швейная машинка и везде в доме лежали лоскутки ткани. Маме передалось это увлечение от бабушки. Нужно сказать, что когда я ходил в школу, в магазинах было сложно найти красивую одежду, а мы с моим старшим братом могли похвастаться оригинальными вещами, сшитыми мамой. Лет в шесть бабушка показала как шить на машинке и я сшил какой-то прямоугольный мешочек. Я был в восторге от этого. Но в школе меня не взяли на швейное дело, когда у нас был УПК, поэтому я пошёл на черчение.
Для одноклассников и преподавателей не было странным, что мальчик интересуется швейным делом?
Вообще, я никогда этого не стеснялся, скорее наоборот. Я всегда находил взаимопонимание и с учителями, и с одноклассниками, даже при условии моей национальности, необычной фамилии и того, что в журнале напротив моей фамилии было написано - еврей. Была раньше такая колонка “национальность” в школьном журнале. Но за всё время меня ни разу никто не дразнил. Я был высокого роста и дружил со спортом - бокс, баскетбол, волейбол. Я уже в школе понял, что хочу заниматься именно пошивом одежды. Но в техникум лёгкой промышленности я не прошёл по конкурсу, расстроился и даже не стал поступать в профильный институт. Выбрал ВУЗ, который ближе к дому - Московский государственный университет геодезии и картографии не нужно было сдавать физику, которую тогда я совершенно не понимал. В институте был вопрос с выбором факультета. На мой вопрос, куда лучше пойти, какой-то второкурсник сказал, что на картографическом больше девчонок, и это был весомый аргумент.
То, что ты сейчас делаешь - это полная реализация себя с возможностью развития?
Понимаю, что при более благоприятных обстоятельствах я мог бы закончить профильные учебные заведения и начать заниматься всем раньше, но я не склонен к сожалениям об упущенных возможностях. Понимаю, что всё происходящее - мой путь. Хочется думать, что это эволюция. То, чем я сейчас занимаюсь, я начал профессионально и осознанно заниматься в 30 лет. Это был рубеж. Тогда понял, что именно сейчас нужно начинать делать то, что ты будешь любить, то, что тебе нравится. На тот момент я сменил много профессий и понимал, что время уходит. Было несколько гипотез развития, но я решил закрыть главный гештальт.
За сколько лет ты создал бренд LIVSCHITZ?
Получается, 15 лет я работаю под своим брендом. Раньше я думал, что любую профессию можно освоить за полгода. Но, честно говоря, я до сих пор нахожусь в процессе учёбы и освоения новых граней этого ремесла. Я придумал для себя многозадачную историю: не только галантерея, не только обувь или одежда. Мы в ателье занимаемся использованием кожи в интерьере, декоре. Возможно, так распыляться - это не очень правильно, но, уж точно, интересно.
Кто твои покупатели?
Любители оригинальных вещей и качественной работы. Круг наших клиентов разнообразен: врачи, инженеры, менеджеры. В силу того, что сейчас ателье находится в центре дизайна ARTPLAY - это архитекторы, дизайнеры, декораторы. Всех объединяет любовь к вещам из натуральной кожи. Это долговечный материал. Вещи из кожи не на один сезон и даже год. Сумка или кошелёк могут носится долго и будут радовать каждый раз, когда берёшь в руки изделие. Конечно, многое зависит от того, как человек его носит и за один сезон можно выносить любую обувь. У меня есть ботинки, которым больше 20 лет, я их периодически убираю и думаю, что носить уже не буду, но проходит время и я с удовольствием их ещё одеваю.
Получается, такой бизнес не очень рентабелен, потому что человек один раз покупает и ему хватает очень надолго.
Всё равно есть некий срок. Кстати, есть ещё один нюанс - человеческий фактор. Когда человек хочет эксклюзивную вещь, которой нет ни у кого, и он не будет рассказывать никому, где купил. Или наоборот, когда человек рассказывает знакомым, где купил. Сложно отследить трафик и процентное соотношение тех и других. В начале 2000-ых все прилично зарабатывали, начал образовываться средний класс, люди стали ездить за границу, регулярно тратиться на шопинг. Сейчас всё изменилось, люди пересмотрели свои приоритеты и стали вообще меньше покупать.
Из чего состоит стоимость изделия?
Цена на готовые вещи складывается из нескольких факторов - стоимость материала, фурнитуры, сложности конструкции и трудоёмкости технологии. У нас есть направление готовых вещей, которые мы делаем под маркой LIVSCHITZ. Это модели, которые завоевали популярность, хорошо продаются и мы их повторяем чуть видоизменяя, усовершенствуя или дополняя. И есть вещи под заказ - это эскиз, разработка, конструирование, макет, изготовление. Работа на заказ иногда становится компромиссом, потому что не всегда предпочтения заказчика совпадают с моими, но в большинстве случаев заказчики доверяют моему опыту и получается совместное творчество.
Предлагаю перечислить всю линейку базовых готовых изделий.
Сумки, рюкзаки, портфели, ремни, портмоне, картхолдеры.
Это очень удобно - человек зашёл купить сумку и заодно купил ремень, который подходит к сумке. Кроме качества кожи, человек при выборе обращает внимание на фурнитуру?
Кожа - материал долговечный, ставить некачественную фурнитуру недопустимо. Изготавливать её небольшим тиражом очень дорого, а из того, что предлагает рынок, подходит 5-7 процентов. Например, найти матовую фурнитуру практически невозможно и из небольшого перечня по дизайну мне подходят единицы. Кроме того, молнии одного производителя и карабины другого должны сочетаться. Конечно, фурнитура - это дополнение, а вся красота - это фактура и цвет кожи. Высший пилотаж, если вещь сделана из одного куска кожи с одним швом и вообще без использования фурнитуры. Часто вижу изделия, которые будут лучше смотреться, если убрать дешёвую фурнитуру.
Кто производит фурнитуру, которую ты используешь?
Как правило, продавцы заявляют, что производитель Италия и, во всяком случае, из Италии её привозят. Но я подозреваю, что это хорошее китайское производство. Молнии поставщики привозят из Германии - это швейцарский бренд RIRI. Есть альтернатива ему - итальянские LAMPO. Карабины, кольца, пряжки, рамки - это массовое производство, оно не такое точное, как молнии, и, скорее всего, это делает Китай для Италии. Это хорошее качество гальваники с никелированным покрытием. Иногда заказываю что-то онлайн в магазинах с фурнитурой или покупаю в рознице. И, конечно, у меня есть дружественная литейная мастерская, с которой я сотрудничаю, где мы льём из бронзы, которую потом патинируем. Это удовольствие не дешёвое, потому что нужно сделать 3d-макет, маску и форму. Есть возможножность делать детали гидроабразивной резкой с последующей ручной обработкой у ещё одного моего партнёра, которому я скидываю чертежи, и он вырезает элементы из титана, латуни, карбона, стали, которую потом воронит, делается шлифовка, пескоструйная обработка, патинирование. Это сборные пряжки для ремней на винтах, которые собираются как конструктор. Необходимость в оригинальной фурнитуре есть всегда и я выхожу из ситуации разными способами.
Что дополнительно нужно для изготовления обуви?
Есть наши базовые типовые колодки, которые градируются по размерам. Если человек просит сделать по его стопе, мы изготавливаем колодку, исходя из параметров и пожеланий заказчика. Проводим примерку, изготавливаем индивидуальную колодку. Готовая колодка - одна стоимость, под заказ - это, конечно, другая.
Кто обычно покупает твою обувь?
Нашу типовую модель ботинок покупают и мужчины, и женщины. На базе этой же модели мы делаем полуботинки-туфли и сапоги. Базовые цвета - рыжий, коричневый, зелёный, красный. Подошва и каблук наборные из подошвенного чепрака толщиной 4-5 мм, потом ставим профилактику Vibram. Иногда шьём из некрашеной кожи и потом красим в цвет, который нравится заказчику, делаем патину.
Кроме подкладок для сумок ты работаешь с тканью?
Подкладка для одежды. У меня, кстати, были тканевые сумки с кожаной отделкой. В этом случае экономия на материале не существенна, основная составляющая цены - это ручной труд, времени уходит столько же, сколько на производство кожаной, поэтому делать сумку из ткани и продавать её, как кожаную, нерентабельно.
Ты работаешь с B2B?
У меня есть знакомые в ресторанном бизнесе, для которых мы делаем меню, папки, чек-холдеры. Есть фирмы на ARTPLAY, которые пользуются нашими услугами для изготовления сувенирной и корпоративной продукции для своих клиентов и сотрудников. Есть строительная фирма, которая заказывает конверты для договоров. Строительный бизнес - это миллионные заказы и потратить пару тысяч на конверт из кожи для того, чтобы клиенту отдать договор в таком конверте, вполне достойно. Мы делали заказы и для дистрибьюторов виски. Кожа и виски - хорошее сочетание.
Кроме всего, мы работаем как дизайн-бюро. Я занимаюсь графическим дизайном и часто черчу макеты будущих изделий, делаю визуализацию для заказчика, чтобы он понимал, как это будет выглядеть прежде, чем мы сделаем образец или разместим лого. Плюс ко всему я работаю как конструктор-технолог. Дизайнеры мне приносят свои эскизы, объясняют задачи и я “под ключ” предоставлю готовое изделие с пакетом лекал и технологической картой. С этим комплектом дизайнер идёт на производство, чтобы изготовить тираж. Иногда я выступаю посредником между производством, которое делает тираж, и дизайнером. Большой тираж я стараюсь делегировать, это утомительно для небольшое ателье и, когда мне нужно что-то сделать большее 50 штук, я сам сотрудничаю с цехами.
Есть в планах расширяться?
В рамках нашей небольшой мастерской есть ещё одно рабочее место и пока оно вакантно. Большие производства заложники того, что нужно производить то, что покупают массово. Это значит, что остается мало места для творчества. И всё, как правило, скатывается в сканирование рынка, промышленный шпионаж и повтор того, что хорошо продаётся. Главные бизнес-схемы - это взять за основу брендовую вещь, сделать дешевле и продать. Мы принципиально не делаем копий или реплик, во-первых, потому, что у нас это получится, всё равно, не очень дёшево, если соблюдать правильную технологию и использовать качественные комплектующие; во-вторых, мне жаль на это времени. Я снимаю шляпу перед мэтрами - Louis Vuitton, Hermes, Bottega Veneta и многими другими. Это многолетняя история, которая заслуживает уважения, и если вы хотите себе брендовую сумку, то купите её и не разменивайтесь на копии и подделки. Иногда мы можем взять за основу какую-то вещь и, вдохновившись ей, создать свой продукт. Но если на ней есть какие-то чёткие, читаемые дизайнерские ходы, то лучше сделать оригинальную вещь. Это хорошая альтернатива, если человек не может позволить себе дорогой бренд. И, к счастью, есть много людей, которые хотят именно штучную, эксклюзивную вещь, которая будет одна.
Откуда у людей стремление покупать сумку премиального бренда за сумасшедшие деньги?
Наверное, отчасти менталитет советского человека, наша история и 70 лет строительства коммунизма заложили основы для этого. В Советском Союзе люди не могли ни заработать, ни потратить, был дефицит всего. Если в магазин привозили югославские куртки, то полгорода ходили в них. Кто-то мог себе позволить шить в ателье, но нужно было ещё где-то купить ткань, выбрать модель. В основном, все думали про то, как выжить от зарплаты до зарплаты. Детей забирали чуть ли не с грудного возраста в ясли, а родители строили светлое будущее. Можно вспомнить ещё и крепостное право - легальное рабство в течении столетий. В 19 веке у нас была аграрная страна, потом народ массово переместился в город, чтобы работать на заводах. Благополучного времени, когда человек мог себе позволить спокойно потратить деньги, было лет 10 в начале 2000-ых годов. Это единственный такой период за целый век, поэтому не сформировалась привычка спокойно жить, вкусно есть, быть просто благополучным и знать, что завтра тоже будет благополучным. Мы всегда жили от кризиса до кризиса, от девальвации до девальвации - примут очередной закон, отнимут нолик, выпустят ваучер, придумают ещё какую-нибудь схему отъёма финансов у населения. Как ни крути, мы выживаем. Есть люди, которые добились стабильности, но их немного, и предпринимательство у нас в стадии становления, нет традиций и династий. Возможно, наше стремление к роскоши и желание её демонстрировать можно оправдать тем, что мы и Запад, и, несомненно, Восток.
Получается, что сумка Hermes - это возможность думать и декларировать, что у тебя всё хорошо?
В общем, да. По одёжке встречают. Да, по уму провожают, но до ума ещё дойти нужно. Это ярмарка тщеславия. Сложно требовать от людей, чтобы они тянулись к оригинальным вещам и почитали российских дизайнеров. В России нет фэшн-индустрии, именно индустрии. Ремесленники хорошие есть. Есть и дизайнеры. Эпоха интернета и доступность информации делают свое дело. И, кстати, если сканировать, во что одеты люди на улице, то мы, ни в коем случае, не уступаем европейским странам. У нас много творческих и креативных людей.
Кто твой идеальный покупатель?
Ателье на своём месте в ARTPLAY - это центр дизайна, архитектурно-строительная мекка. Здесь много архитектурных и конструкторских бюро, галерей декора, много шоу-румов разных производств. Сюда приезжает много людей по работе, на работу или учебу. Мой гость и мой клиент - человек с творческим подходом, который хочет носить дизайнерские вещи, которые не копируются тиражом и хранят заряд ручного труда. И бывает так, что люди заходят случайно полюбопытствовать, что-то покупают или заказывают.
Многие потом возвращаются за покупками?
Да. Многие покупают наши вещи в подарок. Есть клиенты, имеющие в своем гардеробе несколько наших сумок. Иногда это целые семьи. На все вещи у нас практически неограниченный срок ТО. Вы всегда можете прийти и, если это необходимо, мы всё отреставрируем или починим.Что ты делаешь для интерьерных решений?
Наш негласный девиз “Мы делаем из кожи всё!” - стеновые панели, напольную плитку, изголовья кроватей, двери, отделку мебели. Это могут быть и малые формы - дверные ручки, чехлы для салфетниц, ключницы и прочий декор.
Можно сделать принт на коже?
В ателье есть возможность полноцветной печати по коже. Мы используем технологии по тиснению и лазерной гравировки, но нужно понимать, что вся красота кожаных изделий - именно в красивой фактуре самой кожи. Важный момент - вещь должна быть внутри не менее прекрасна, чем снаружи, В классной внутренней отделке читается класс изделия. Мне близки японцы, у которых кимоно внешне может выглядеть очень сдержанно, а подкладка может произвести впечатление яркой расцветкой или затейливым принтом.
Что, кроме ботинок, делаешь из обуви?
Ботинки, туфли, сапоги, сандалии, мокасины. Мы в стадии развития в этом направлении.
Что в линейке есть из одежды?
Традиционно - это куртки разных модификаций и брюки. Я давно планирую серию кожаных футболок.
Как ты распределяешь время по направлениям?
Мы, как правило, загружены работой на заказ. Иногда находим время для изготовления своих разработок и моделей. Что касается дизайнерских и тиражных разработок, мы можем освоить любой дополнительный объём, потому что есть партнёры на проверенных производствах. Что касается творчества, тут всё зависит только от свободного времени. Бывает, что-то рождается в процессе работы. Мы часто экспериментируем с технологиями и конструкциями. Нарисованное на бумаге не всегда может воплотиться в живую вещь, но при очередном эксперименте есть возможность открыть для себя что-то новое. Это очень воодушевляет.
Как пережили пандемию?
Как ни странно, мы всё-таки выжили. Администрация ARTPLAY пошла нам навстречу и снизила аренду на 50%. Было много незаконченных проектов, которые мы доделали в пандемию. Люди продолжали заказывать сумки и во время карантина. Было время заняться интерьером рабочего пространства, дополнительными полками, местами для хранения, освещением.
Государство не поддерживало? Как, вообще, в России выживать малому бизнесу?
Я - ремесленник-универсал. Мне приходиться совмещать работу дизайнера, фотографа, копирайтера, менеджера. Наверное, это можно рассматривать как бизнес в силу того, что я этим живу, и мне это позволяет зарабатывать деньги на себя и мою семью. Первая волна пандемии, конечно, была стрессом. Никакой помощи от государства я не увидел. Всё пришло к тому, что люди съели весь жир, который был накоплен. У кого-то его и не было вообще. Я рад тому, что мне просто не мешали работать.
В 90-ые не было желания уехать на ПМЖ в другую страну?
Я отдаю себе отчёт, что живу не в России, а в Москве - это большая разница, как ни крути. Москва мне нравится, это - мой город. Мне нравится гулять по Москве, у меня есть любимые места. Сейчас город развернулся к людям и стал не только городом для машин, но и для людей. Что касается бизнеса, то мне тоже не с чем сравнивать, я не знаю. Пока не могу сказать, что вижу себя где-то, кроме Москвы. Единственное, чего мне, правда, не хватает, так это моря. Если бы рядом с Москвой в паре часов езды было бы море, я был бы абсолютно счастлив.
Не могу не спросить про твоё отношение к виски.
Моя любовь к виски - это заслуга Whisky Rooms. Раньше я экспериментировал с разными напитками в стиле “выпил-закусил”. Whisky Rooms открыл для меня мир виски. Я был на нескольких дегустациях и это было для меня очень познавательно. Кстати, у меня в молодости был опыт работы в баре, где я научился миксовать напитки и, в итоге, пришёл к выводу, что не нужно смешивать, и перестал пить коктейли вообще. Я склонен думать, что главное в напитке - это послевкусие: короткое, когда ты выпил и получаешь удовольствие от того, что осталось во рту, и длинное - это то, как ты себя чувствуешь на следующее утро. Сейчас из всех алкогольных напитков я предпочитаю виски.
Какой график работы ателье?
Мы открыты с 11:00 до 20:0 с понедельника по субботу. У нас 5 строение, 1 этаж, Ателье Кожи LIVSCHITZ. Для ориентира - напротив нашего входа стоит огромная копия статуи Давида Микеланджело. Я приглашаю вас на ARTPLAY не только за покупками, а и просто погулять, потому что это интересное место и там есть, на что посмотреть.
Спасибо за интересную беседу.
Евгений Лившиц ФЭЙСБУК / ИНСТАГРАМ
Специально для Whisky Rooms J.Смóлян