Наш разговор сегодня с художником, иллюстратором и дизайнером Инной Багаевой.
Инна, в каких направлениях работаете, творите?
У меня сейчас три основных направления - иллюстрации к книгам, живопись и графика, но живопись - скорее, это графика на холсте.
Вы работаете только как художник?
Да. Но с недавнего времени отказалась от фриланса и работаю как художник-дизайнер и иллюстратор в издательстве Арбор.
Какое из направлений Вам ближе?
Наверное, мистический реализм. В принципе, мне нравятся многие направления, но интересней создавать свой мир, какое-то запределье, нравится ломать пространство, и через это передавать настроение, чувство, чтобы возникла эмоция.
Технически Вы владеете разными стилями и получается, что объединяет все направления именно вот эта нереалистичность и запредельность?
Возможности и технические навыки позволяют экспериментировать, поэтому когда приходит идея, она диктует выбор техники и стиля. Какой-то период я переживала - принято, что у художника должен быть один общий стиль и направление, но потом подумала: если я могу, почему нет, почему я должна загонять себя в рамки?
Как родилась серия картин “Животинка”? Вы рисовали их для детей?
Нет, это не детский проект. Всё началось 12 лет назад. Мне нужно было сделать для друзей сувениры и подарки на Новый год. Это был год мыши по восточному календарю и поэтому изначально серия называлась «мышизмы». Моим друзьям очень понравилось и мне тоже и через какое-то время я вернулась к этой теме, решив охватить весь мир животных. Отсюда и название «Животинка». Цель у этих работ не изобразить животное, а передать человеческий характер через вид животного. Имена, кстати, у них тоже в большинстве человеческие. 70% тех, кто приходит на выставки, улавливают какое-то сходство со своими родными, близкими, друзьями, знакомыми. Эти персонажи вызывают положительные эмоции, а мне очень нравится радовать людей.
Кто из художников на вас повлиял и является авторитетом?
Повлияли и являются авторитетами многие. Но любимый - Матисс. Он на меня действует на каком-то подсознательном уровне очень сильно. Очень люблю также Магрита и Ротко.
Вы родом из Камчатского края?
Да, родилась в городе Елизово Камчатского края, где красивейшие вулканы, добрейшие медведи, свежайшая рыба, вкуснейшие ягоды, полезнейшие источники и весёлые люди - прекрасное и чудесное место на планете. Счастливое советское детство. Папа там родился, мама на Камчатку уехала в своё время из романтических побуждений. Природа удивительно красивая, невероятные краски - наверное, это повлияло на эстетическое восприятие мира. Кстати, музеев там не было. Был только краеведческий музей. Посещать музеи в том числе и художественные я стала уже когда мы с семьёй переехали жить в город Богородицк Тульской области. Но я отсутствие музеев на Камчатке компенсировала прекрасными советскими иллюстрациями в книгах и детских журналах - честь и хвала, что у нас были такие замечательные иллюстраторы. Также мы покупали наборы открыток с картинами из собраний больших музеев Москвы и Санкт~Петербурга. А с 91-ого года я живу и работаю в Москве.
Ваши родители из творческих профессий?
Мама - фельдшер, папа - водитель, но любители прекрасного и романтики в душе.
Сколько Вам было лет, когда Вы решили, что хотите рисовать?
Очень рано. Даже в художественную школу не сразу взяли, сказали: “Иди, подрасти и лет в 12 приходи”. А уже в 13 лет, когда мы с семьёй переехали в Тульскую область когда переехали, я поступила в местную художественную школу. Но я всё время рисовала и до этого.
Фломастеры, гуашь?
Фломастеры - это был большой дефицит. Краски, карандаши, но большей частью карандаши. Когда мне ещё не было и 6-ти лет, мне нравилось ходить с мамой на почту, потому что там были перьевые ручки и была тушь в чернильницах, и пока мама что-то отправляла, я рисовала, и мне это очень нравилось.
Как относились родители к Вашему увлечению?
Рисовать, конечно, они никогда не запрещали, стены в комнате были благополучно все разрисованы, никаких преград не было, но и особой поддержки тоже. “Что ты будешь вся в краске вечно ходить - иди в медицину”. Но в 15 лет я поехала в Тверь поступать в художественное училище. Там давали очень хороший уровень образования и базу и, в отличие от московских учреждений, куда тоже были планы поехать учиться, предоставляли общежитие, это имело значение.
Помните свою первую большую работу?
Да, это серия плакатов для народного театра, дипломная работа. Интересный и странный случай был. Прошлась я по разным народным театрам, посмотрела кто и что ставит. Выбрала театр, в котором репетировали пьесу Эжена Ионеско “Лысая певица”. Мне нужно было войти в тему и я очень увлеклась творчеством этого писателя. Он абсолютный абсурдист. Прочитала все его книги. В этой пьесе происходит некое повествование, персонажи между собой взаимодействуют, но во всём произведении одно только предложение, отражающее название, когда один из персонажей спрашивает в диалоге :“А вы не знаете, как поживает лысая певица? Нет, не знаем”. И всё! И много ещё абсурдных моментов. Я пришла на главный прогон, а из пьесы постановщики все абсурдные моменты убрали и получился двойной абсурд. Абсурдную пьесу поставили как не абсурдную. Возьмите “Горе от ума”, причём здесь Ионеско?
В театре в дальнейшем работали как оформитель?
Вообще, я училась на художника-оформителя или современным языком - дизайнера, но образование давали настолько широкое, что я могла сделать и миниатюрную роспись, и проект ресторана, и роспись брандмауэра, например. Но я не монументалист по сути. После училища планировала поступать в Питер на театрального художника, всегда было интересно это направление. У меня были уже собраны творческие работы для поступления, действительно творческие и интересные. Мы уехали диплом отмечать с однокурсниками. В это время приехал в общежитие папа, чтобы помочь с переездом домой, и моя добрая подружка отдала всё папе и он благополучно увёз все мои творческие работы домой в Богородицк. В Питер поехала с каким-то постановочными и учебными, которые особенно никого не заинтересовали, да и к тому же опять сказали: “Подрастите, в такие заведения постарше берут”.
На следующий год решили снова поступать?
Видите, как судьба сложилась. Уехала в Тулу, но там художники особенно не были нужны. Поработала месяц на заводе, расписывала стены в столовой, рисовала таблички. А дальше случился путч, мои начальники стали ездить на баррикады, а я поехала в Измайлово. Друзья-товарищи ездили на Вернисаж в Москву. Решила и я поехать в Москву в Измайлово. Там я познакомилась с моим будущим мужем. Вообщем, самостоятельная жизнь закончилась.
Помните картину, которую первую продали?
Да, её купили за 30 долларов. Это была моя зарплата на заводе за месяц. Деньги сразу потратила: купила длинный белый плащ и сиамского котёнка - 19 лет человеку, что сказать.
Вы переехали в Москву, несмотря на путч?
Ну, а что путч? Он своим чередом, творческая жизнь - своим чередом. Они друг другу не мешали. Все революции так делались: была какая-то группа людей, которая где-то что-то захватывала, а остальные люди жили своей жизнью. В 93-ем году был случай. Мы сидели дома, никуда не ходили, а тут вдруг какая-то тишина: радио не работает, телевизор не работает второй или даже третий день. Мы решили с мужем проехаться прогуляться. Шли по Новому Арбату, танки грохотали в сторону Белого дома. Потом спустились на набережную, где Горбатый мост, и стояли-смотрели, как дымятся окна Белого дома. И тут раздался звук. Мы и все, кто были рядом, сразу поняли опасность и легли под машины. Наверное, работали снайперы. Это звериное чувство страха невозможно передать и забыть. В доли секунды всё понимаешь. Такое было один раз в жизни и, я надеюсь, больше никогда не повторится - пусть будет мирное небо.
Вы в Москве почти 30 лет живёте. Изменились ли Москва и москвичи?
Вообщем, москвичи не особо изменились. Наверное, культурный слой стал объёмнее, в социальных структурах стали общаться более вежливо, может быть, потому “что за вами наблюдает видеокамера”. Но по прошествии времени могу сказать, что при всей нестабильности 90-ых годов, было 5-6 лет, когда люди чувствовали себя действительно свободными в том, что касается мироощущения, миропонимания и эстетических восприятий. На примере даже того, как они выбирали картины, чтобы купить. Человек покупал картину просто потому, что она нравится, не важно хорошая она или плохая - это дело второе: основным аргументом было то, что она ему нравится. Если до 90-ых идеология диктовала выбор, то потом партийную идеологию сменила поп-культура, появились эти страшные музыкальные группы, массовая культура очень низкого уровня и за счёт рыночной экономики бизнес подсел на то, что тебе нужно продать, а раз продать, то ты должен руководствоваться эстетикой потребителя, и почему-то стали думать, что потребитель у нас не очень хороший. Замкнутая цепочка: дети видят, что предлагают их родителям, и формируется вкус, а дальше они становятся таким же потребителем невысокого уровня. И мы вот из этой цепочки никак не можем выйти. Мне страшно за поколение - где ориентиры искать? Так вот, в тот период в 90-ых несколько лет этой попсы не было, не было мусора в головах - мы вроде ушли от партии, но ещё не пришла попса.
Как думаете, цензура нужна?
Не цензура. В нашей стране я этого боюсь - у нас всё по правилу: “заставь Богу молиться, лоб расшибут.
Выхода нет?
Выход есть всегда. Это должен решать человек сам для себя - человек, от которого зависит, что он производит, что он выпускает в свет. Ты рискни, ты сделай красивую вещь, не думай, что потребитель плох. Ты сделай эстетически красивую вещь, и постепенно у людей начнёт воспитываться вкус. Я сделала уже более 20 книг. Около 10 лет работаю с издательствами. Самое страшное слово для меня - это отдел продаж, потому что по уровню запретности, его можно сравнить с коммунистической партией. Но если партию можно было обмануть и какими-то путями что-то донести, то отдел продаж обмануть нельзя, там такие знающие люди сидят, что никакая фантазия и никакой эстетический изворот никак не пройдёт. Это особенно касается обложек для книг. Но я надеюсь на молодое поколение, всё будет хорошо.
Есть в жизни любого артиста, музыканта, художника момент выбора - или сохранить себя, возможно, в ущерб продажам, или предать себя и пойти на поводу и сделать то, что лучше покупают. У Вас было такое, что пришлось разменяться внутренне на что-то?
Не было. Всегда можно было найти компромисс. Приходилось смягчать мысли и желания, но на 100% я никогда не делала то, что мне неприятно или идёт вразрез с моим внутренним ощущением. Когда человек обращается ко мне с предложением, я сразу показываю своё портфолио и даю понять, что я “мягкое, пушистое, розовое” не рисую, поэтому если вы хотите такое, то, пожалуйста, ищите другого художника.
Как происходит процесс работы над иллюстрациями для книг?
Книги очень интересное направление, которое отличается от живописи - получается не одно полотно, а 3D-развёрнутый проект с историей. Я хорошо чувствую текст. Это тоже объясняет, почему у меня книжки сделаны в разных техниках и отличаются по стилистике. На меня текст по ритму очень сильно влияет и иллюстрация рождается от того, какой текст. Даже у разной прозы может быть разный ритм и один видеоряд под всё подгонять сложно и, на мой взгляд, не нужно.
В иллюстрации есть понятие ритм?
Обязательно. Ритм, композиция - это основа любого визуального произведения.
У Вас есть книга, посвящённая хоку.
Мне вообще нравится этника - любая, разная. Очень люблю детское и этническое, они очень близки по своей открытости, чистоте и эмоциональности. В этом смысле, кстати, нравится бывать в Музее Востока на Никитском бульваре, там собрана замечательная коллекция. А в любви к этнике у каждого человека есть период любования Японией. Хоку я хорошо чувствую. В этой книге - техника “а ля прима”, “в одно касание” и нужно было делать на драйве, для чего войти в нужное состояние.
Вы работаете дома?
Да, и раньше это было масло, но потом из-за маленького ребёнка перешла на акрил. Технически он мне очень подходит, хотя это достаточно сложный материал, но мы с ним подружились.
Для рук не вреден?
Вреден. Кстати, информация для девушек: шеллаком лучше не увлекаться.
Дарите картины?
Если я вижу, что человеку очень нравится, дарю с радостью и без сожаления даже постороннему.
Сейчас много тренингов, связанных с продажами. Пошли бы на тренинг продаж, чтобы повысить стоимость своих работ?
Я не знаю, мне нравится рисовать. Для меня цель - это процесс, а не реализация. Я живу процессом. Главная цель - вызвать эмоции у зрителя, радость.
Мультфильм, снятый на основе иллюстраций Инны Багаевой
На выставки других художников ходите?
Да, и совсем недавно это была выставка Владимира Янкилевского в Мультимедиа Арт-музее. Он шестидесятник, нонконформист. Сложный для восприятия. Не всегда в искусстве нужно искать какой-то смысл. Иногда творчество и картина позволяют заглянуть в мир и ощущения художника, почувствовать состояние, не осмысливая детали. Вообще, у нас не очень хорошо в стране с восприятием ассоциативного искусства. Очень хотят, чтобы было всё понятно, но опять-таки в 90-е это не так сильно проявлялось - воспринимали совершенно спокойно и не боялись, что дизайнер по интерьеру скажет. Сейчас боятся, что другие подумают. И никак не может человек эту грань перейти. Это внутренняя проблема, если человек не может себе позволить купить то, то он хочет.
Из нового поколения художников кого выделяете?
Очень много хороших иллюстраторов, но к сожалению стилистически они не сильно отличаются друг от друга. Кстати, есть такой Покрас Лампас.
Он рисует граффити, делает текстовые композиции. Он произвёл на меня большое впечатление: и техника, и подача - всё очень красиво.
Вы преподаёте?
Время от времени, но это не моё. Преподавать можно, когда ребёнок мотивирован и когда он сам хочет учиться.
Как часто можно увидеть Ваши картины на выставках?
После того, как ЦДХ передали Третьяковке, с выставками сложно стало. Это было единственное место, где можно было, сильно не задумываясь о стоимости аренды, сделать персональную выставку. У меня есть сайт, там можно найти информацию о будущих мероприятиях, выставках и фото моих работ.
Вы делаете замечательные чёрно-белые фотографии. Это может стать одним из направлений для Вас?
Это просто хобби, но я ничего не исключаю и готова экспериментировать.
Кто Ваш любимый художник?
Матисс, Магрит, Ротко
Поэт?
Иосиф Бродский.
Писатель?
Хармс, Павич, Михаил Шишкин.
Какую музыку слушаете?
Джаз, рок, Гребенщикова, Тома Уэйтса, классику.
Из кинорежиссёров кто ближе?
Джармуш, Данелия,Тарковский, итальянцы во главе с Феллини.
Художник Багаева Инна Геннадьевна
Профессиональная деятельность: станковая графика, живопись, иллюстрация, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Основной стиль - мистический реализм. Автор "Неполной ненаучной энциклопедии в картинках о животных разного размера, характера и образа жизни Животинка".
1992г. Выставка "Змея в траве", Лозанна (Швейцария)
1993г. Арт-фестиваль художников, поэтов и музыкантов., Гостиный двор, Москва
1995г. Выставка в Зале Союза Художников на Кузнецком мосту, Москва
1995-1998гг. Выставка в Галерее "Арс-модерн", Рига (Латвия)
1998г. Выставка в Русско-немецком доме, Калининград
2015-2017гг. Выставка иллюстраторов «Морс»
2016г. Арт-Пермь
2017г. Арт- Нижний Новгород
Выставки проходили в Арт Манеже, ярмарке графических искусств Худграф, арт салонах в ЦДХ.
Работы находятся в частных коллекциях, России, Европы, США.
С 2000 года - член Творческого союза художников России.
По вопросам сотрудничества и приобретения картин:
+7 910 475 54 87
inna.bagaeva@gmail.com
Специально для Whisky Rooms JСмолян